В Константиновском педколледже прошла выставка древнегреческой керамики

В конце прошедшего года в Константиновском педагогическом колледже состоялась презентация выставки копий древне-греческой расписной керамики из коллекции ростовского краеведа И.М. Некрасова.

Радиоинженер по профессии Иван Михайлович более 20 лет занимается изучением и реконструкцией древнегреческой керамики и вазописи.

А все началось в середине 90-х годов

прошлого века, когда, как он сам говорит, волею судеб случилось два события.

Во-первых, удалось попасть на святую землю Херсонеса Таврического с его шикарными музеями, отслеживающими все два тысячелетия существования полиса, с пьесами в настоящем античном театре и копийной керамикой Балаклавского завода.

Во-вторых, удачно попалась уже антикварная книга В.Д.  Блаватского «История античной расписной керамики», в которой описаны и приведены в приложениях более сотни разновидностей древнегреческой керамики.

Начало коллекции было положено в тот же год пребывания в Крыму – в акватории Карантинной бухты древнего порта Херсонеса удалось найти два кухонных горшка.

Со временем отыскались и гончары, и мастера росписи в Крыму, Анапе, Ростове-на-Дону. Тем самым появилась возможность изготовления копий. Спустя десяток лет появилась возможность поездок в Грецию и знакомства с музеями Афин, Крита и Родоса.

Коллекция И.М. Некрасова, насчитывающая около 200 предметов, включая и оригиналы, участвовала в нескольких выставках, в частности в Ростовском областном краеведческом музее, Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике, Краснодарском музее имени Фелицина и музее-заповеднике Танаис.

С давних времен и вплоть до недалеких дней, когда глиняная посуда была вытеснена металлической, гончарное ремесло оставалось, пожалуй, самым демократичным видом деятельности. Гончар создавал свои изделия, ориентируясь на вкусы потребителей, коими были в основном простые люди из народа. В старину это могли быть селяне с понятными незамысловатыми потребностями в еде и питье. Потому изделия гончара менялись с развитием общества и потребностей. Появились орнаменты, а позднее и росписи как по сырой глине, так и по обожженному изделию. Они отражали мир и место в нём современника.

Так, в очень далекие времена горшок из чисто утилитарной вещи стал носителем идей. Конечно, нам не всегда удается четко интерпретировать орнаменты и рисунки. Однако изображения колосьев либо цветов уже говорит об изначально сельской направленности мысли художника и потребителя.

Одним из замечательных периодов расцвета керамики является время существования древнегреческой цивилизации от глубокой архаики IX века до н.э. до времени римского завоевания в конце II века до н.э. Это время взрывоподобного развития во многих традиционных областях и возникновения новых, таких как философия, литература, наука, театр, зодчество, скульптура. К слову сказать, именно греки на высочайшем (божественном) уровне разделили военное занятие на Ареево дело – яростный рукопашный бой и науку – стратегию, поручив это занятие женщине – Афине.

Богатство и разнообразие повседневной, производственной и духовной жизни греческих сообществ выразилось, в частности, в огромном многообразии форм керамических изделий. Их зафиксировано около трехсот наименований. Конечно, среди них именно сосудов, несомненно, меньше. Однако в ставшей библиографической редкостью книге В.Д. Блаватского «История античной расписной керамики» приведено 146 (!) их разновидностей.

Поскольку в книге приведены еще и варианты видоизменения форм за более чем полутысячелетие рассматриваемого периода, то наименований, естественно, меньше. Приведены основные разновидности транспортных амфор. В остальном же это именно расписные сосуды. И в основном это столовые сосуды. Естественно, автор рассматривал только расписную керамику. Но кроме нее были еще и обиходные кастрюли, сковородки и горшки. Да и транс-портные амфоры, имевшие емкость от трех до семидесяти литров, наверняка, име- ли свои особые, возможно, жаргонные, наименования. Однако именно расписная керамика наиболее интерес- на, поскольку в изображенных орнаментах, фигурах и сюжетах раскрывает нам интере- сы и помыслы современников.

Два слова о сути древней росписи. Выполнялась она так называемым черным лаком, являющимся по сути тонкой вытяжкой той же глины, из которой выкручивался со- суд. В зависимости от режима обжига, содержащиеся в «лаке» окислы железа переходили в форму, соответствующую черному или красному цвету. Лак хорошо выделялся на фоне обожженной глины. Потому древнегреческая роспись в основном двухцветная. Отдельные части окрашивались белой глиной или позолотой. В поздние времена использовалась накладная краска.

Конечно, имеющиеся в коллекции Некрасова сосуды – это копии с различной степенью приближения. Наивысшая степень приближенности – это полное соблюдение древней технологии. Достигалось это подбором глины плюс изготовлением на малооборотном античном гончарном круге и плюс изображение, выполненное традиционным древним способом – черным лаком. Гончаров, способных воспроизвести древнюю технологию, единицы в мире. На Дону, по моим сведениям, таковых нет. В основном, копии – это гончарные (крученые) сосуды с росписью акрилом.

Некоторые древнегреческие сосуды, которые не повторялись в другие эпохи, сами по себе поражают своей функциональностью. Где еще и в каком времени можно встретить кратер – сосуд для смешивания вина или псиктер – холодильник, или сифон – сосуд для вычерпывания. Эти сосуды – живые свидетели той эпохи, которая дала нам алфавит, многие науки, театр и многое другое, без чего невозможна наша жизнь.
Конечно, керамика греческого мира более разнообразна по форме и тем более по вариантам и стилям росписи, чем представленные на выставке. Но сверхзадачей любого собрания и, конечно, выставки является желание заинтересовать и заставить задуматься, донести мысль о глубинных истоках нашей культуры. Ведь античность живет в каждом из нас. Сегодня любой без напряжения вспомнит десяток слов, пришедших к нам из греческого языка. И не зря идеи олимпизма близки и понятны нашим современникам.
Подготовка Сочинской олимпиады пробудила интерес к античности, и коллекция Некрасова позволяет прикоснуться к тому трудному, противоречивому, суетному, но одновременно блистательному времени.

Подготовил Василий ВЕГЕРИН, руководитель музея «Страницы истории донского края» Константиновского педагогического колледжа.

Поделиться ссылкой: