Когда мосты соединяют

4431873В следующем году Константиновский гидроузел и, как его неотъемлемая  часть – мост через реку Дон, отметят тридцатипятилетний юбилей со дня  пуска в эксплуатацию.
Начавшееся в 1976 году строительство Константиновского гидроузела  стало одним из последних по масштабности гидротехнических сооружений в советском государстве. На Всесоюзную ударную стройку со всех уголков Советского Союза съехалось около двух тысяч рабочих различных профессий. На строительство КГУ было затрачено порядка 13,5 миллиарда рублей в переводе на сегодняшний курс.
За прошедшие три десятилетия Константиновский гидроузел  внес огромный вклад в экономику страны, став важным элементом в водной транспортной артерии, которой является   река Дон. Сотни тысяч тонн грузов  было перевезено

и через мост, соединяющий берега реки. В прошлое ушла Константиновская переправа с очередями и тратой времени. Что и говорить, к рукотворному гидросооружению, возведенному за шесть лет ударного труда, мы привыкли.  Удобно, быстро,  выгодно…
Май  2016 года преподнес неприятный и неожиданный сюрприз, который буквально изменил привычный ритм жизни не только жителей Константиновского района, но и других районов Ростовской области.
В ночь с 18 на 19 мая произошла просадка грунта, повредившая часть дорожного полотна  в районе моста через судоходный канал Константиновского гидроузла. В этот же день приказом министерства транспорта Ростовской области было прекращено движение по автодороге регионального значения «Ростов – на –  Дону –  Семикаракорск – Волгодонск -Константиновск – ст. Тацинская».
Что стало причиной ЧП? Первые выводы, которые сделали специалисты при осмотре обвала, говорили о том, что толчком к просадке грунта послужили обильные осадки. Они спровоцировали «старую болячку». Как теперь говорят, во время строительства моста была нарушена технология возведения.  Когда – то на мес-те основания насыпи находилось русло речки. Этот фактор в свое время то ли не учли, то ли понадеялись на «авось».
 С первых же часов после случившегося  обрушения дороги районное руководство поставило в известность  губернатора Ростовской области, министерство транспорта области. Глава администрации Константиновского района В.Е. Калмыков вместе со своим заместителем  В.А.Дьячкиным уже ранним утром были на аварийном участке моста, чтобы на месте оценить масштаб происшествия.  На экстренном совещании во главу угла была поставлена задача: не допустить несчастных случаев на опасном отрезке пути.
Далее под личный контроль ситуацию взяли глава донского региона В.Ю. Голубев, председатель Законодательного Собрания Ростовской области В.Е.Дерябкин, министр транспорта области  В.В. Кушнарев. Проблемные вопросы, возникающие с организацией труда, обеспечением  транспортом, обсуждались как в телефонном режиме, так и непосредственно на месте восстановительных работ.
И тут вокруг  разрушенного полотна начали происходить интересные  вещи. Непростую ситуацию, которую пытались оперативно решить рабочие и  инженеры-дорожники, руководство области и района, кто-то попытался использовать      как пиар-акцию.  Как говорится, кому война, кому мать родна…
Помимо объективных оценок  происходящего и информации о ходе восстановительных работ, которые были  опубликованы в прессе,  некоторые  частные СМИ не упустили возможности в преддверии  выборов в Государственную Думу  «выжать» из ситуации как можно больше пользы.  Другие, позиционируя себя как рупор альтернативного мнения, выдавали совсем противоречащие друг другу высказывания.  Очевидно,  что  целью публикаций было желание накалить  градус общественного мнения  и выставить не в лучшем виде тех, кто принимал  участие в практических мероприятиях по ликвидации последствий ЧП на дорожном полотне. Это в какой-то степени удалось сделать.  Как тут ни вспомнить популярный стишок, гуляющий по Интернету: «За окошком дождь и град. Это Путин виноват! Кошка бросила котят – это Путин виноват. Зайку бросила хозяйка – кто виновен, угадай-ка!».
Только дальше события разворачивались так, что, несомненно, вызывали досаду у желающих попиариться на случившейся беде.
Итак, вернемся к хронологии событий.
На первом оперативном совещании специалисты приняли решение закрыть трассу. После осмотра места просадки грунта, оценки объема работ прозвучало предположение, что ремонт, возможно, будет закончен к 1 сентября. Ситуацию усугубляли сильные дожди. По сведениям синоптиков, с 19 мая по 23 июня выпало 115 мм осадков, что в три раза больше обычной нормы. Тем не менее, каждый погожий день использовался максимально. На очередной  планерке  (большинство которых проводилось прямо на аварийном участке в присутствии либо председателя Законодательного Собрания В.Е. Дерябкина, либо министра транспорта области В.В.Кушнарева, либо его заместителя А.В. Колбина, либо всех вместе) было решено проводить работы весь световой день. До этого предполагалось   ввести и ночную смену. Но в целях безопасности рабочих от такого графика отказались. Кстати сказать, в данной ситуации вновь появились спекуляции. Согласитесь, не иначе как   цинизмом это не назовешь.  Дескать, обещали и ночью работать, а работают только днем…
Учитывая важность связующей автомагистрали и некоторую напряженность, разогреваемую «диванными работниками», было решено форсировать восстановление моста.
– Нам дорог каждый день,- сказал В.Е. Дерябкин, побывав в те дни на аварийном участке. – Скоро начнется уборка, повезут зерно…
Учитывая эти факторы, определились с новым сроком сдачи ремонтных работ – на 20 июня. При условии, если не будет дождя.
Бульдозеры, катки, экскаваторы, грузовые автомобили – всего полтора десятка единиц техники Тацинского ДСУ было брошено в работу. Изо дня в день, пока шло восстановление участка,  вместе с рабочими находился начальник Константиновского участка Тацинского ДСУ А.Н. Богомаз, вникая в каждую деталь. Впрочем, не лишним будет еще раз сказать, что в закрутившемся маховике рабочего процесса, все, от рабочих до руководства района, работали с полной отдачей, ставя единственную цель – быстро и качественно   отремонтировать разрушенный  участок  моста.
После того, как были насыпаны первые кубометры грунта, а дожди не прекращались, стало ясно: предполагаемый срок окончания работ может сдвинуться. Тем не менее,  24 июня, в пятницу, по мосту уже пошел первый  транспорт. Решение было принято на последнем оперативном совещании в присутствии заместителя министра транспорта области А.В. Колбина и главы администрации Константиновского района В.Е. Калмыкова после того, как специалисты провели анализ выполненных работ по отсыпке и уплотнению насыпи, высота которой составила 17 метров.
В субботу, после установки бордюрного камня и силовых ограждений, движение полностью восстановили. В целом, без учета дождливых дней, работы были проведены менее чем за месяц.
Но как было ранее отмечено  главой администрации Константиновского района В.Е. Калмыковым, после восстановления аварийного участка работа на этом не закончится. После проведения тщательной научно-изыскательской экспертизы станет ясно, потребуется ли в дальнейшем капитальный ремонт. Но это, как говорят, совсем другая история, в которой будут задействованы значительные средства,  проанализированы первопричины, изучены архивные документы по  строительству моста.
25 июня, когда оставалось уложить последние метры асфальта,   В.Е. Калмыков, отвечая на вопросы журналистов,  отметил самоотдачу, ответственность дорожных строителей и оперативность в принятии решений руководством области.
– Мы признательны всем, кто непосредственно занимался делом,  сознавая, что каждый день простоя моста несет неудобства гражданам, наносит экономический ущерб большим предприятиям и        частным предпринимателям.  Им и жителям района, проявившим гражданскую ответственность и понимание, хочется выразить особую благодарность,- сказал он.
Из образного выражения «мосты соединяют», ситуация с  мостом на Константинов-ском гидроузле стала реально осязаемой проверкой гражданской позиции. Кто-то объ-единился и сообща решал общую беду. У других, по их мнению, была своя правда. Справедливым арбитром является время. Оно и рассудит.
П. СОРОКИН.

Поделиться ссылкой: