От «Кейса» до электротрактора

ключиОт «Кейса» до электротрактора

В конце 20-х  – начале 30-х годов прошлого века в нашей стране   проходила  коллективизация,  и в хуторах Дона также создавались колхозы и совхозы.
В 1929-1930 годах в СССР были впервые завезены пропашные тракторы «Кейс» в количестве 500 штук. Для помощи в обслуживании иностранной техники и оборудования нужны были специалисты, и в 1930-1940 годах в страну приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников.
Производительность трактора «Кейс» с плугом  была в то время 0,25 гектара за 10 часов работы. Вся техника сначала поступала в колхозы и совхозы.

Затем были созданы машинно-тракторные станции (МТС), и вся  техника сосредоточена  в них, что позволило резко повысить производительность труда.
 Директор Семикаракорской  МТС  И.А.Обухова вспоминает, что Семикаракорская машинно-тракторная станция была  организована в 1930 году. Семикаракорский район в 1929 году  объединили с Константиновским. Земли колхозов в хуторах Вислый, Большемечетновский и Маломечетновский обрабатывались Семикаракорской МТС.  На 1 января 1935 года во вновь образованном Семикаракорском районе было уже 28 колхозов, 2 МТС и 1 совхоз.
В семье Е. К. Стефановой, жительницы Константиновска, хранится фотография того периода, на которой запечатлена проверка работы тракторов  «Кейс» американским инженером Кавелло в весеннюю посевную кампанию 1931года на полях колхозов Семикаракорской МТС. Справа  на фото – В.Г. Тарасюк (с портфелем), представитель Константинов-ского РК ВКП(б). Следы инженера Кавелло (на фото в плаще и шляпе) потерялись на просторах Донского края.
Еще в 1938-39 годах в СССР была признана более перспективной идея создания  электрического трактора.
Отгремела Великая Отечественная война,  и страна построила в донских степях в 1952 году Волго-Донской канал им.В.И.Ленина, Цимлянское водохранилище и Цимлянскую ГЭС.
 После постройки Цимлянской ГЭС был  взят курс на внедрение в сельское хозяйство электротракторов и других машин, работающих на дешевой электроэнергии.  Константиновская районная газета  «Знамя коммунизма»  12 апреля 1953 года написала, что в Ростовской области начинается использование энергии Цимлянской ГЭС для электропахоты, в Семикаракорском районе вступает в строй  Большемечетновская  электро -машинно-тракторная станция (ЭМТС), которая долж-на применить в работе электротракторы.
ЭМТС – это сила! Кабель для электротракторов планируют выпускать в Харькове, а Константиновская школа механизации приступила к подготовке кадров водителей электротракторов. Была создана группа трактористов электротракторов. Новой специальностью должны овладеть 30 человек. Они должны были работать в Большемечетновской ЭМТС.
В 1952 году в прессе сообщили, что в Семикаракорском районе планировалась организация ЭМТС с электропахотой и электрокомбайновой уборкой.
Журнал «Огонек»  в 1953 году написал, что уже существуют МТС, которые владеют электрическими тракторами – это Рыбновская ЭМТС под Рязанью, Корсунь-Шевченков-ская ЭМТС, а в  Семикаракорском и Романовском районах строятся ЭМТС.
В 1954 году в ста километрах от Цимлянской ГЭС, в хуторе Большемечетновском, завершилось строительство ЭМТС. Были построены общежитие для механизаторов,  приусадебная транформаторная подстанция. В Мечетновской ЭМТС произвели удли-нение сети электролиний на 20-30%. В зоне  Мечетновской ЭМТС – колхозы имени Калинина, имени Молотова, имени Андреева, имени Хрущева, имени Шверника, имени III Интернационала, «Путь к социализму» , «Красная поляна».
Вспоминает ветеран труда А.А.Гондусов, 1935 года рождения: «В январе 1954 года  я  поступил учиться в Новочеркасскую школу механизации  № 6. Окончил  ее в июле того же года. Тех, кто хорошо учился, а это 25 человек, направили в Константиновскую школу механизации, переучиваться на водителей электротракторов «ДТ-54». Это были ребята  из Новочеркасска, Шахт, Минвод, Пятигорска и хутора Вислого. Когда отучился, то попал в Большемечетновскую ЭМТС. Мы работали весну и осень         на электротракторах – вели вспашку и планировку. Электротрактора на других работах не применяли. Ждали электротрактора на резиновом ходу для других видов работ, но они так и не пришли…».
Электротрактор на гусиничном ходу  – это полностью трактор «ДТ-54», только снят двигатель, а все остальное свое, и кабель на муфте. Электролиния шла от Висловской подстанции вдоль полей на деревянных столбах.  Обрабатывали поля от хутора Большемечетновского – вдоль старой дороги на паром до границы с полями  Новозолотовского, от гланого канала и  полей хутора Вислого до полей хуторов  Большемечетновского и Маломечетновского. Кабель был 428 метров длиной, намотанный на муфте, еще 420 метров – на подстанции, Если гоны  были по 500 метров, то кабеля хватало, если больше – помогал кабель подстанции.   Производительность электротрактора на  базе «ДТ-54»  была выше. У обычного   «ДТ-54» был трехкорпусной плуг, а у электротрактора восьмикорпусной плуг.
В 1956 году  А.А.Гондусова призвали в армию, и, по его словам, все 11 электротракторов стояли в ангаре ЭМТС.  Когда в 1959 году он пришел из армии, то электротракто-ров уже не было,  подстанции еще оставались, но затем их куда-то распределили.
«После армии меня приглашали в Белоруссию работать на электротракторах на           резиновом ходу. Показывали  мне фотографии этих тракторов в работе, – вспоминает А.А.Гондусов, – но я не поехал».
Вскоре МТС переименовали в РТС (ремонтно-тракторные станции), а всю технику передали в колхозы и совхозы, но это уже другая история.
Е.КАЧУРА, краевед.
г.Константиновск.

 

Поделиться ссылкой:

image_printВерсия для печати