Из хроники пикирующего бомбардировщика

Сводный поисковый отряд «Донской» им. Анатолия Калинина на протяжении 10 лет занимается поиском пропавших без вести воинов Красной армии и летчиков. Поисковиками найдены места гибели шести советских летчиков, детали пяти воздушных машин, увековечены имена пяти советских «соколов».
Благодаря воспоминаниям старожилов, 24 октября в донской степи найдено место падения еще одного советского самолёта, сбитого вражеской авиацией летом 1942 года.

22 июля 1942 года авиадивизия имела задачу уничтожить скопление противника у станице Константиновская Ростовской области. При выполнении боевой задачи в районе хуторов Мечетной – Висловский самолеты попали под обстрел своей зенитной артиллерии…
Иван Михайлович Кононов, 13-летний подросток, стал свидетелем того неравного боя советского бомбардировщика и группы вражеских истребителей.
Находясь в своем дворе на окраине хутора Кузнецовка, он видел, как наш самолет, почему-то не оказывая серьёзного сопротивления, шел своим курсом на юг, а фашисты, словно коршуны, бросались на него, поливая из пушек и пулемётов.
«Бомбардировщик задымился, наклонился на правое крыло и стал терять высоту. Было видно, как через некоторое время выпрыгнул наш летчик. Мы замерли в ожидании, что вот-вот раскроется купол парашюта, и мы увидим, куда приземлится воздушный герой. Но парашют не раскрылся…
Громадная машина врезалась в землю, и земля содрогнулась от сильного взрыва, в крайних домах выбило стекла.
Хуторяне бросились искать тело пилота, но где там… А следом, через четыре дня в хуторе появились немцы…» – Вспоминает Иван Михайлович.
Только зимой 1943 года местная жительница Копылова нашла тело стрелка, документов при нём не было, и его захоронили как неизвестного.
Спустя десятилетия нам, поисковикам, не сразу удалось найти место падения бомбардировщика, многие годы эти места заливали вешние воды, было озеро, потом болото, сегодня здесь солончак. И только в этом засушливом году поиск увенчался успехом. В радиусе 50-ти метров поисковики находили мелкие алюминиевые детали, а на глубине 2-3х метров были обнаружены первые крупные обгоревшие куски фюзеляжа и шасси машины.
После очистки деталей двигателей были обнаружены номера: «22-364» и «22-377» принадлежащие машине Пе-2.
Из архивной справки: «Пе-2 №17/81, лейтенант Скирта Григорий Григорьевич, мл. лейтенант Козельский Сергей Стефанович, старшина Шкляев Евсей Александрович, моторы №№ 22-364 и 22-377, 22 июля 1942г. не доходя до цели – ст. Константиновская, атакован двумя истребителями, стрелок убит, самолет загорелся. Довели до х. Мостовской, пилот и штурман с парашютами. Штурман – ожоги 2 степени рук и лица».
В результате поиска удалось выяснить, что штурман младший лейтенант Козлевский Сергей Стефанович с сильными ожогами попал в госпиталь и после излечения продолжил свой боевой путь.
Командир экипажа летчик лейтенант Скирта Григорий Григорьевич погиб и захоронен на Ставрополье 9 января 1943 года.
А вот стрелок Шкляев Евсей Александрович не погиб в станице Константиновской, как указано в архивных документах МО РФ, а погиб недалеко от места падения машины и захоронен в хуторе Кузнецовка Семикаракорского района.
На момент гибели Евсею Александровичу было 27 лет. За доблестную службу во время Финской войны и малоизвестных Иранских событий в августе 1941г., получивших кодовое наименование – «Операция Согласие», был награжден медалью «За отвагу». В 1942г., громя летчиков Люфтваффе, его наградили орденом «Красной Звезды». Своей семьей Евсей Александрович не успел обзавестись, но в Удмуртии поисковикам удалось найти его родственников. Для них стало новостью подробности его гибели и место захоронения. Так, спустя 78 лет, поисковому отряду «Донской» им. А. Калинина удалось вернуть имя неизвестному летчику и очередному неизвестному солдату Второй Мировой войны.
К сожалению, пока не найдены фотографии всего экипажа.
Вячеслав Градобоев, командир межрайонного поискового отряда.

Поделиться ссылкой:

image_printВерсия для печати