Последний полет

В начале октября нынешнего года сводным поисковым отрядом «Донской» имени А. Калинина (руководитель В.А. Градобоев) была завершена очередная поисковая экспедиция.
В результате проведенных поисковых работ было найдено место гибели самолета, экипаж которого защищал донское небо в тяжелые летние дни 1942 года, а саперами обезврежена авиационная бомба времен Великой Отечественной.
Наш корреспондент встретился с В.А.Градобоевым и попросил подробнее рассказать о результатах этих поисков.
– Поиски места падения самолета начались еще в 2015 году и велись два года. За это время мы опросили свидетелей, провели обследование предполагаемого места падения. В результате непростой работы стали прорисовываться детали событий тех далеких лет, – говорит он. – По имеющейся информации, самолет был сбит вражеской зенитной артиллерией в июле 1942 года и упал в заболоченную местность у Дона в районе станицы Николаевской. По воспоминаниям старожилов, горящий самолет, после того, как его сбили, шел со стороны станицы Мариинской. Он врезался в землю, а летчика выбросило из кабины. Тело пилота долгое время лежало рядом с разбившейся машиной, пока не скрылось под ветками и листвой редкого пролеска и водой из близлежащего водоема. В 70-е годы прошлого века останки летчика были перезахоронены в братской могиле станицы Николаев-ской.
По словам Вячеслава Александровича, трудность в поисках сбитого самолета заключалась еще и в том, что за 70 с лишним лет местные подростки «в поисках приключений» извлекли из земли большую часть фрагментов самолета, а более крупные детали взрослые жители, наверное, сдали на металлолом. Следует добавить, что и останки летчика были извлечены лишь частично. К сожалению, именем погибшего никто в то время не интересовался, как, впрочем, и никто не проводил серь- езных работ по поиску и идентификации сбитого самоле-та.
Сегодня поисковикам удалось отыскать немногочисленные детали боевой машины. Одна из них – с номерным знаком. Находки предстоит тщательно просмотреть после промывки от ила и земли. Тридцать процентов находок – это оплавленный и обгоревший металл. Лопасти винта нашли в прежние годы подростки, забрали с собой в станицу. И эти лопасти, к сожалению, безвозвратно исчезли, как и пулемет с самолета, и прочие детали.
Как отметил В.А. Градобоев, в настоящее время идет изучение находок. Поисковики уверены, что если удастся установить тип самолета, который вылетел с аэродрома в июле 1942 года и вернулся из прошлого только спустя десятилетия, с определенной долей уверенности можно будет найти и того, кто управлял этой машиной на боевом задании. Следовательно, есть надежда на то, что еще одно имя вернется из небытия и одним неизвестным солдатом ста- нет меньше. Говорят, что война не окончена, пока не преданы земле останки последнего павшего в бою солдата, поэтому поисковикам предстоит еще большая и кропотли- вая работа. Как они считают, ставить точку в этом скорбном, но необходимом деле еще рано.

Пока верстался номер.
Стало известно, что поисковики отряда «Донской» выяснили имя летчика, погибшего недалеко от станицы Николаевской в 1942 году.
– С высокой долей вероятности, – отметил В.А. Градобоев, – можно сказать, что это был Попов Виктор Алексеевич, 1917 года рождения, уроженец села Александров Гай Саратовской области. Летчик Попов совершил многочисленные успешные боевые вылеты на территории нашей области в качестве заместителя командира эскадрильи 590-го авиационного полка 230-й авиационной дивизии 4-й воздушной армии. В декабре 1941 года он был представлен командиром полка майором Телегиным и старшим политруком Воронцовым к ордену Ленина, но командиром дивизии подполковни- ком Белицким и полковым комиссаром Мачневым награда была понижена до ордена Красного Знамени. В феврале 1942 года летчик Попов был представлен командиром полка майором Соколовым и старшим политруком Воронцовым к званию Героя Советского Союза. На этот раз командир и комиссар дивизии поддержали представление, но командующий ВВС 56-й армии генерал-майор Скоблик понизил награду до ордена Ленина. Последующие инстанции согласились с таким решением.
В целом же сослуживцы отмечали мужество и высокие профессиональные качества военного летчика Попова. Вот лишь один эпизод из его подвигов: «…за 3 вылета 12 октября в районе хутора Мокро-Сарматский был дважды обстрелян зенитной батареей противника. В самолете было 30 пробоин. Вел воздушный бой с четырьмя самолетами противника «Ме-109» и несмотря на то, что был один против 4-х, вступил в бой и, искусно маневрируя и отстреливаясь, вышел из боя невредимым. В этот день прямым попаданием бомб уничто- жил 1 танк». 25 июля 1942 года Виктор Попов пропал без вести – не возвратился с боевого задания на самолете «И-15 бис».

П. СОРОКИН.
Фото из архива отряда «Донской».

Поделиться ссылкой: