Три Спаса августа

Начался последний месяц лета, и мы обратились к настоятелю Свято –Преображенского храма иерею Анатолию Василенко с вопросами о наиболее важных православных событиях этого месяца.
– Отец Анатолий, каждый год в августе на слуху слово «Спас». Что оно означает?
– Во- первых, так кратко (по-церковнославянски) именуется Спаситель, Господь Иисус Христос. Во-вторых, так может именоваться икона Спасителя, например, Спас Нерукотворный, или именоваться Храм, например, Спас на Крови. В августе называют Спасами, уже в народной традиции, 14 августа – Медовый Спас, 19 августа – Яблочный Спас и 29 августа – Ореховый или Хлебный Спас, которые народ приурочил к трем летним праздникам, посвященным Господу Иисусу Христу.
-А какие это праздники?
– 14 августа – Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, который был установлен еще в IX веке в Константинополе, (по причине болезней и эпидемий, бываемых в конце лета). Обычно совершается Крестный ход и водосвятный молебен, освящается мед, в центр храма на утрени выносится Крест: до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться. В этот же день совершается Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, которое установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами. Победоносному сражению предшествовал Крестный ход с Чудотворной иконой Пресвятой Богородицы, привезенной из Киева и впоследствии получившей название Владимирской. В тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. От  икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста во время этих двух сражений исходили огромные огненные лучи. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. Великий русский князь Андрей и император Мануил по благословению высшей церковной власти установили праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.
19 августа – Великий Господский праздник Преображения Господня – престол нашего храма. В народе называется «Яблоневый Спас». На Фаворе Господь приоткрыл своим ученикам и нам Свою славу. Преображаясь, Господь заранее укрепляет апостолов, как сказано в праздничном кондаке: «На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они славу Твою, Христе Боже, созерцали, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, уразумели, что Твоё страдание – добровольное и миру возвестили, что Ты – воистину Отчее сияние».
29 августа – Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Бога и Спасителя Иисуса Христа. В народе – Ореховый Спас, или Хлебный.
Кондак праздника звучит так: «Зная неизреченное и Божественное Твое о людях промышление, неизобразимое Слово Отчее, и образ имея истинного Твоего воплощения, не рукотворный, но силой Божией написанный и победы приносящий, мы его почитаем, лобызая». Согласно преданию, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось. И тогда Господь попросил подать Ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался Его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.
– И все же, как быть с освящением меда, яблок, хлеба из нового урожая, овощей и т.д.?
– Если вдуматься, эти праздники между собой очень крепко связаны. Только не аграрной составляющей. Конечно, на каждом празднике по окончании Божественной Литургии будет совершаться водосвятный молебен с освящением всего принесенного в храм. Но прошу обратить внимание всех читателей, что освящаются не только конкретные плоды, а весь урожай тем, что его начатки приносятся в жертву, т.е. принесенное, по идее, должно оставаться в храме или там же раздаваться, и этой жертвой освящается все, что у тебя на огороде, в саду, на пасеке, дома, в магазине и на базаре, наконец, то, что ты собираешься приобрести и кормить свою семью – все это освящается твоим «принесением начатков Богу»: жертвой благодарения Небесному Отцу за Его заботу о нас, грешных, без которой ни урожая не было бы, ни средств приобрести пищу.
Напомню о том, что с 14 по 28 августа Успенский пост. Самый короткий, но строгий. Завершается он Великим Богородичным праздником Успения Пресвятой Богородицы.
– И последний вопрос: мы слышали, что на Преображение Господне на престольный праздник у Вас в храме будет служить Епископ Волгодонский и Сальский Корнилий.
– Его Преосвященство Владыка Корнилий будет совершать у нас Божественную Литургию на другой день, в воскресенье 20 августа. Надо бы нам всем помнить, что Епископ – это образ Христа, а образ Христа – это всегда жертвенное служение Богу и людям. Посещение нашего прихода Епископом и тем более совершение им Божественной Литургии – это не только большая радость для нас, но и прикосновение к особой Божественной Благодати, посылаемой нам всем от Господа через Владыку в совершаемом им Таинстве Евхаристии. Христиане, желающие причаститься на Архиерейской службе, должны подготовиться к причастию должным образом и исповедаться на вечернем богослужении в субботу, 19 августа.

Поделиться ссылкой:

image_pdfPDFimage_printПЕЧАТЬ