Преступники берут на вооружение IT-технологии

С развитием научно-технического прогресса информационная среда постепенно начинает охватывать практически все сферы жизни современного человека, вбирая в себя товарно-денежные отношения.

В настоящее время все чаще сделки оплачиваются сторонами депозитными или кредитными пластиковыми картами, либо бесконтактным способом оплаты, а равно с помощью мобильных устройств с заранее установленным программным обеспечением, позволяющим путем поднесения мобильного устройства к

считывающему кассовому прибору оплатить товары и услуги.
При этом важно отметить, что мошеннические действия с использованием электронных средств платежа не остаются в стороне, стараясь развиваться и успевать за информационно-вычислительной средой современного общества.
Самой распространенной формой хищений, предметом которых являются банковские карты, электронные кошельки и иные платежные системы, является мошенничество. Существует масса способов мошенничества с электронными средствами платежа, большинство из них связано с завладением злоумышленниками данными карты или электронного кошелька с получением пароля и кода карты.
Один из видов киберпреступности: злоумышленник звонит жертве и представляется сотрудником банка или какой либо госструктуры. Так, например, мошенники звонят или присылают жертве смс-сообщение якобы адресуемое банком об изменениях в системе безопасности или блокировке карты. Преступник просит жертву сообщить данные карты, включая ее ПИН-код, чтобы ее разблокировать.
В других случаях преступник через взломанный аккаунт в социальных сетях рассылает сообщение с вредоносной ссылкой, перейдя по которой потерпевший скачивает вредоносную программу с доступом к приложению удаленного управления своим банковским счетом.
Также существуют мошенничества, когда на страницу в социальной сети от друга приходит смс с просьбой перевести в долг деньги, указывается номер банковской карты или телефона. Потерпевший переводит деньги, а впоследствии выясняется, что страница друга была взломана, и от его имени писал преступник.
Данные о банковских картах или электронных кошельках мошенники могут собирать через поддельный интернет-магазин, копируя наиболее известные сайты онлайн-торговли и их дизайн, создавая сайт с привлекательными ценами, целью которого является списать денежные средства, а не продать товар. Жертва, попадая в такой «магазин», решает приобрести какой-либо товар по бросовым ценам, регистрируется, вводит номер кредитной карты и прочие данные, производят оплату, но товар в последствии не получаает, а сайт оказывается заблокированным.
Также распространенной является ситуация, когда на телефон потенциальной жертвы поступает звонок якобы от сотрудников правоохранительных органов, которые сообщают, что их родственник задержан за совершение преступления и находится в полиции, и предлагают, не прерывая телефонный разговор, перечислить некоторое количество денежных средств на определенный лицевой счет или номер мобильного телефона. В дальнейшем, как правило, данный номер телефона выключен.
Следующая ситуация – это розыгрыш призов, когда на мобильный номер потерпевшего звонит якобы ведущий радиостанции и поздравляет с крупным выигрышем в лотерее и просит сообщить данные карты.
Существуют и мошенничества с платным кодом, когда на мобильный телефон поступает звонок от якобы сотрудника службы технической поддержки оператора мобильной связи с предложением подключить эксклюзивную услугу или для перерегистрации во избежание отключения связи, или для улучшения качества связи. Для этого абоненту предлагается набрать под диктовку код, который является комбинацией для осуществления мобильного перевода денежных средств на счет злоумышленников.
Весь этот перечень мошенничества далеко не исчерпывающий, с каждым днем злоумышленники разрабатывают все новые схемы обмана граждан. Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мошенничество с использованием IT-технологий присутствует во всех сферах жизни общества и очень быстро развивается. Мы живем в мире, где информация является самым ценным ресурсом, поэтому в целях сохранности собственного имущества необходимо быть более бдительными и осмотрительными, а для пресечения преступных действий и противодействия преступным намерениям мошенников необходимо предпринимать следующие меры: незамедлительно завершить разговор и перезвонить по официальному номеру банка; не диктовать пароли из смс-сообщений; в случае утраты телефона сообщить в банк о блокировке имеющихся банковских карт; не переходить по сомнительным ссылкам в интернете, где предлагается посмотреть фото либо имеется просьба о помощи; не приобретать товары при помощи сомнительных интернет-сайтов.
Элл АЛФЕРОВА,

начальник СО ОМВД России по Константиновскому району.

Поделиться ссылкой: