БЕСкультурная культура

Окончание 2018 года ознаменовалось рядом скандалов, связанных с представителями молодежной культуры. Речь идет о запрете концертов в городах страны некоторых рэп-исполнителей.
Поднятая волна к Новому году как-то сошла на нет. Оно и понятно: подготовка к любимому семейному празднику, а затем продолжительные выходные отодвинули этот вопрос на задний план. Но праздники закончились, а осадок, как говорится, остался. И вполне вероятно, что затронутая проблема еще даст о себе знать и будет иметь продолжение. Ведь эта тема касается главных скреп общества – морали и нравственности.
Так о чем речь и какое дело до этого шума нам – жителям маленьких провинциальных городов и глухих хуторов?
В нескольких городах России по просьбе родительских комитетов, других общественных организаций, правоохранительных органов

были сорваны или отменены концерты некоторых певцов, работающих в жанре рэпа. Претензии, надо отметить, были не к жанру. Мало ли кто что предпочитает слушать. Претензии возникли к исполняемым текстам, манере поведения на сцене.
Именно тексты, содержащие элементы экстремизма, пропагандирующие наркоманию, сатанизм, суицид, призывы к измене Родине, стали причиной отмены концертов.
В октябре прошедшего года в Нижнем Новгороде местная прокуратура отменила сразу несколько концертов в связи с распространением запрещенной информации среди детей. В ходе проверки ведомство установило, что песни исполнителей содержат нецензурную брань и информацию, «способную вызвать желание употребить алкоголь и запрещенные вещества». Организаторов концертов привлекли к ответственности по статье 6.17 КоАП РФ.
Месяцем ранее в интернете было распространено 19-страничное обращение представителей родительской общественности Нижнего Новгорода, которые требовали от властей запретить выступления восемнадцати «деструктивных артистов». По их мнению, «выступления артистов являются недопустимыми с точки зрения морали и нравственности, а также подрывающими информационную безопасность детей, наносящими вред их здоровью, физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».
В тексте обращения также подчеркивалось, что песни этих исполнителей содержат пропаганду алкоголя, наркомании, а также призыв к суициду и (только представьте!) каннибализму, выражают ненависть к семейным и государственным устоям.
21 ноября 2018 года в Краснодаре был сорван концерт рэпера Хаски, днем ранее концерт не состоялся в Ростове-на-Дону, волна возмущения родителей и общественности прокатилась в Воронеже, Якутске… Также, по неуточненным причинам, был отменен концерт в Ростове-на-Дону рэпера Элджея.
Принимая во внимание всю серьезность проблемы, тревогу забили и депутаты. Так, депутат Законодательного Собрания Ленинградской области Владимир Петров попросил генпрокурора Рос- сии запретить проведение рэп-концертов в стране. Депутат отметил, что песни изобилуют нецензурной лексикой, экстремистскими оборота- ми.
После скандальных срывов концертов мнения разделились: правильно ли запрещать? Не ущемляет ли это свободу творчества? Причем, против отмены концертов этих деятелей «искусства» выступили даже некоторые известные мэтры нашей эстрады. По их мнению, запрет рэп -исполнителям выходить на сцену напоминает запреты молодежных групп в 70- 80-е годы в Советском Союзе.
Конечно, корифеи эстрады имеют свою позицию по этому вопросу. Но, похоже, речь идет совершенно о разных вещах. Многие из поколения 80-70-х помнят Градского, «Машину времени», «Воскресенье» и других исполнителей, ставших классикой российской рок-музыки. Вчитайтесь в тексты, вслушайтесь в музыку и сравните. Правильно ли выдавать нецензурщину, сатанизм, пропаганду всего самого омерзительного за бунтарство и борьбу за свободу? Свободу от чего, от морали?
Но есть и иное мнение. Одним из первых против подобных «артистов» на заседании Роскомнадзора (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информаци- онных технологий и массовых коммуникаций) высказался продюсер Игорь Матвиен-ко в феврале 2018 года.
– Девяносто процентов из хит-парадов занимают песни для молодежи, в которых воспеваются наркотики, секс, красивая жизнь с этим связанная. Безусловно, это связано с жанром хип-хоп, рэп. Пришло это к нам, безусловно, «оттуда». Мы на это особо не обращаем внимания. Но дети то пропитываются этими ощущениями. У меня, как отца пятерых детей – и все они тинэйджерского возраста, – это вызывает достаточно большое беспокойство… Коллеги из Китая просто запретили сейчас жанр хип-хоп, потому что это пропаганда наркотиков и так далее. Все, нет такого жанра. Может быть, это, конечно, крайний случай проявления, но нужно, наверно, тоже какой-то опыт коллег перенять, – заявил он.
Певец Дима Билан также считает необходимым ввести некоторые ограничения в области музыки. По его словам, это нужно, чтобы остановить вседозволенность и хаос. Билан подчеркнул, что он «открыт миру», но происходящее сейчас – перебор.
– Если можно каким-то образом все же придерживаться традиций нашей страны, чтобы не сваливаться в абсолютный «трэш» и вседозволенность, то, быть может, и стоит ввести некие рамки, – считает он.
Певец уверен, что нужны специальные структуры, которые «будут просеивать все это».
В декабре за возврат цензуры высказался Михаил Боярский. По его мнению,«было бы великолепно», если бы произведения соответствовали «христианской морали и общечеловеческим достоинствам».
– Мне кажется, что распущенность художественная не на пользу государству. Должны быть компетентные и толковые люди, которые смогут решить проблемы, не прибегая к насилию, но на первое место ставя нравственные позиции художника, – считает он.
Нам, обывателям, о достоинствах и влиянии рэпа на мировую культуру говорить сложно. Не наш уровень, так сказать. Вероятно, рэп, как жанр в музыке, имеет право на свое место в общем культурном пласте человечества. С этим не поспоришь. Но трудно возразить и против того, что исполнители, которые вызвали шквал возмущений, имеют хотя бы какое-то отношение к настоящему искусству. Искусство должно возвышать человека и воспитывать прекрасные чувства. Как говорил писатель и общественный деятель Теодор Драйзер: «Искусство – могучее средство исправления людского несовершенства».
О каком исправлении несовершенства может идти речь после прослушивания песен Элджея, групп «Хлеб», «Little big» и некоторых других исполнителей? Если удалить всю ту ненормативную лексику и другие обороты речи, за которые сурово наказывает Роскомнадзор, вирши (или, как говорят в этой среде, «треки») таких «культурных деятелей» останутся совсем без слов.
И здесь трудно не согласиться с теми, кто говорит о «фильтрации» всего того, что звучит со сцены. Не запрещать, а фильтровать. Свобода вообще, и в творчестве в частности – это показатель зрелости общества. Но ненужно подменять свободу вседозволенностью, а суррогаты – искусством. Ведь именно молодежь в большинстве своем является потребителем этих суррогатов, которые формируют неокрепшее сознание тех, кто завтра будет управлять страной, строить, летать, пахать и сеять, рожать и воспитывать детей. Мы все, в том числе и организаторы концертов, должны понимать это.
В девяностые годы наша страна настежь открыла двери и вкусила плод вседозволенности. Итог этого пожинаем до сих пор. В пору бы начинать учиться на ошибках.

П.СОРОКИН.

Поделиться ссылкой:

image_printВерсия для печати