И очаг хранила, и Отечество защищала

den-materi-kazachkiДень матери – казачки  более 200 лет отмечался казаками 4 декабря  –    на великий православный праздник Введения  во храм Пресвятой   Богородицы.
История этого почитаемого у казаков  праздника такова.  21 ноября(4 декабря по новому стилю) 1774 года   девятитысячный отряд татар и турок вторгся на территорию Российского государства на Тереке и окружил станицу Наурскую. Так как все строевые казаки были в походе, основная тяжесть по обороне станицы легла на женщин-казачек. Помочь им могли только старики и малолетние дети. И они выстояли! В честь этой нелегкой победы в станице Наурской был насыпан курган Славы, а событие названо Днем матери-казачки.
Отношение к женщинам, к матери у казаков всегда было особое. При рождении

девочки не было выстрелов и шумного веселья в казачьей семье, как при рождении сына. Это была тихая домашняя радость, сопровождаемая молитвами и обрядами. Девочка приносит в дом душевное тепло, доброту и ласку. С первых дней в каждой малышке старались развить женственность, трудолюбие, терпение и отзывчивость. Уже в пять лет казачка умела шить, вышивать и вязать на спицах и крючком. У нее была и особая обязанность – нянчить младших сестер и братьев. Девочку готовили к тому, что она должна в будущем стать хозяйкой семьи, хранительницей очага и матерью. Проходило несколько лет, и девушка начинала собирать себе приданое: вышивала рушники простые и праздничные, рубахи и себе, и будущему мужу, отрезы льняного холста, подзоры с кружевными краями и стольники с неповторимыми узорами. Считалось, что они помогали освоиться в новом доме мужа, оберегали, защищали и от сглаза, и от дурного или злого слова.
Молодые девушки собирались на посиделки в одном из станичных домов с хорошей репутацией. Там они шили приданое и слушали рассказы пожилых казачек о жизни преж-ней да старинной, а также о традициях казаков. Девицы шутили, пели веселые песни и соревновались, кто быстрее свою нитку дошьет и у кого аккуратнее, лучше узор получится. А молодые казаки тем временем в окна заглядывали, да невест себе выбирали. Глядишь, и уже батька с дядькой идут девицу сватать. А уж свадьбы проводили весело, с размахом!
И вот молодая казачка входила в мужнин дом… А там нет доброго батьки да ласковой мамки. Вся власть в доме принадлежит свекрови, и называли ее снохи уважительно – «сама». Сидела она в сторонке, пряла, но за невестками приглядывала: кто стирает или готовит не так, а кто и вовсе ленится. Везло немногим, ко-му попадалась ласковая и приветливая хозяйка дома, а уж горя не оберешься, кому попалась злая и сварливая свекровь.
Но вскоре молодая казачка сама становилась матерью. Всем известно, какое место занимает в семье женщина – мать и хозяйка. Она воспитывала в родных детях любовь к земле-матушке, уважение к традициям казачества. Свободная, не знавшая рабства и барщины молодка, она привыкла к работе аккуратной и добросовестной. И если муж содержал в холе коня, то жена с не меньшей любовью чистила и мыла свой курень. Все силы без остатка она отдавала для благополучия своей семьи и своего рода. Пока муж находился на военной службе, верой и правдой служил царю и Отечеству, его жена сама вела хозяйство. Умела сохранить присутствие духа, какие бы удары ни приготовила ей судьба. На реке она управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом, луком и самопалом. При необходимости, не задумываясь, вставала на защиту своей родной земли.
Выходило, что казачка была главой дома. На ней держалось не только личное хозяйство, но и станичная мораль, и старинные обычаи рода. Так как слишком велик был груз ответственности и несла она его на своих плечах с достоинством, то и прозвище получила – гордая казачка.
Много страданий пришлось на долю матерей и жен из казачьего рода-племени. Святые их слезы воспеты в древнем сказе: «Это случилось в те времена, когда казакам часто приходилось биться и гибнуть в степях и на синем море, когда причитания по павшим воинам неслись из каждого хутора, как шум воды на порогах горных рек. Однажды спустилась на землю Пречистая Дева Мария вместе со святым угодником Николаем. В лучшей своей жемчужной короне тихо она скользнула вдоль обширного казачьего края, внимая горькому плачу своих детей. Когда наступил знойный день, пересохли от жажды уста Её, тогда подошли они к широкой реке. И только наклонилась к ней Пречистая Дева Мати, как упала с ее головы и скрылась под водой корона Царицы Небесной.
– Ах, сказала Она, – пропали мои прекрасные жемчуга!
Но когда Божья Матерь и Святитель Николай возвратились в свой небесный дом, то увидели на Её троне такие же сияющие зерна драгоценных камней.
– Как они попали сюда? Наверное, их нашли и передали для меня казаки.
– Нет, Матушка, – сказал ей Сын, – это не жемчуг, а слезы казачьих матерей. Ангелы собрали их и принесли к твоему престолу».
На протяжении почти всей многовековой истории тяжело складывалась жизнь казачки, но сумела она взрастить новое, крепкое поколение своих сынов. Казачья семья всегда поклоняется Матери всех матерей – Пречистой Деве Марии, опирается на веру христианскую, потому-то и крепка своими богатыми традициями, которые, пройдя через испытания временем, сохранились до сегодняшнего дня. И казачки по праву ими гордятся.

Подготовил
П.СОРОКИН.

Поделиться ссылкой:

image_pdfPDFimage_printПЕЧАТЬ