Школьные учебники: что такое хорошо и что такое плохо?

Содержание современных школьных учебников сегодня тема не только для учителей и учеников, но и повод для бурных обсуждений даже для людей, далеких от школы.
1 сентября прозвучал школьный звонок для 16-миллионной российской детворы. Но традиционная мелодичная трель колокольчика не только давний символ Дня знаний. Он оповещает еще о том, что и у взрослых также начались напряженные дни.
Без сомнения, мамы и папы, бабушки и дедушки заинтересованы в том, чтобы их ребенок в полной мере окунулся в мир знаний, почерпнул как можно больше того, что потом пригодится в его жизни и карьере. Для этого они

прилагают свои силы, опыт, знания, верно полагая, что на успеваемость ребенка влияет совокупность нескольких факторов: школа, семья, общество, качество содержимого школьных учебников.
Когда СССР запустил человека в космос, американский президент Джон Кеннеди заметил, что «русские опередили нас за школьной партой». Это само по себе было признанием успеха нашей системы образования, методики обучения и качества того, что написано в учебниках.
Чем сейчас наполняют учебники? На каком образовательном материале учатся наши дети? Этот вопрос в последние десятилетия беспокоит многих, и причины на то есть весьма веские.
Недавно для обучения внука алфавиту я приобрел книжку.
Многие из взрослых наверняка помнят, с чего начинается первое обучение малышей: яркая узнаваемая картинка, а рядом буква. Например, А – арбуз, Б – барабан, Ч- черепаха или чайник и так далее: просто, наглядно и знакомо для малыша.
Но после детального просмотра новой книжки, признаться, был слегка шокирован от детского алфавита в новой интерпретации. Судите сами: А – ананас, Б – баркас, Ч- чертенок…, и все остальные буквы были также с оригинальными, но далекими от детских познаний картинками – подсказками. Может быть, авторы считают это креативным? Трудно понять их логику и взгляды на воспитание. Показал знакомым это обучающие пособие, на что, в отношении чертенка, услышал короткое и, по-моему, точное определение – «бесовщина».
Если бы это был единичный случай, можно было бы считать его нелепым недоразумением. Но не только на начальном этапе обучения детей можно встретить много чего удивительного. Тут уместна пословица: чем дальше в лес, тем больше дров. Например, в одном из заданий в начальных классах детям предлагают нарисовать шум ветра, шелест листьев, взмах крыла большой птицы и т. д. А составители учебника по арифметике придумали задачу про террористов, захвативших помещение, видимо, для актуальности. Там нужно было посчитать заложников, террористов и так далее. В общем, жуть…
Непонятно, кто дает отмашку на выпуск подобных книжек с таким содержанием, но даже человек, не имеющий педагогического образования, знает, что процесс обучения идет от простого к сложному, от простых ассоциаций к глубокому познанию, от простого и знакомого типа: ма-ма мы-ла ра-му до простого, но великого: «Мороз и солнце! День чудесный!».
А вот еще пример, теперь из типового задания по математической олимпиаде для школьников 8 класса: «В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно, себя). В конце недели оказалось, что у всех больных по два укуса, а у главврача – сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?». Как вам этот, извините, дурдом? Так и хочется ответить, что сам сумасшедший – автор этой задачки для детей.
Содержание школьных учебников в последние годы меняется. Из программы убирают «ненужное» и вставляют «нужное». Литературу, признанную в мире классической, заменяют, на мой взгляд, весьма опасной.
Все мы прекрасно знаем стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». «Ненужный» суровый пролетарский писатель, оказывается, смог понять мир ребенка и дать простой ответ на сложный для малышей вопрос. Кстати, вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» – в формировании детского сознания возникает одним из первых. И тут – то всегда важно не упустить момент и внятно, доступно объяснить, чтобы информация отложилась в сознании навсегда.
В юном возрасте у всех четкие понятия: есть добро и зло, есть плохое и хорошее. Нюансы и оттенки мы начинаем учитывать позже, когда наберемся жизненного опыта. А для детей, кроме интересной сюжетной линии, важны простота, открытость и честность в каждом слове, строке, рассказе, песне.
А вот из «нужного» в список рекомендованной литературы школьной программы для детей попал Григорий Остер с его «Вредными советами». Давать оценку именитому и заслуженному «детскому» писателю с высоты нашей позиции не этично. Просто приведу несколько откликов о его произведениях.
Ресурс «Школа практикующего детского психолога Елены Романовой» (souldiary.ru): «Это не стихи, а вредоносные программы. Самое страшное, что наше минобразование включило этот «вирус» в список рекомендуемой литературы. Родители, оберегайте своих детей!».
Специалист по детской литературе Лариса Рудова говорит о них следующее: «В сущности, можно сказать, что сочинения Григория Остера есть не только симптом состояния культуры и общества, пережившего тяжелейший слом, но и один из инструментов этого слома. Причем инструмент этот был вложен автором в руки самого мощного и важного члена общества – ребенка».
Что тут добавить? Пожалуй, лишь следующее. Наша Россия – это страна высокой культуры, а в недалеком прошлом и лучшего образования в мире. Столетиями в России накапливался и формировался культурный пласт. Пушкин, Чуковский, Михалков, Барто, народные сказки с их всепобеждающим добром и прочее. Нам есть чем ответить «Вредным советам» и рассказать своим детям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Есть чем учить детей, не прибегая к неадекватным примерам с психбольницей и террористами. И хочется надеяться, что своих оппонентов мы будем и впредь опережать еще за школьной партой.
ПЕТР СОРОКИН

Поделиться ссылкой: