Slider

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  

Содержание современных школьных учебников сегодня тема не только для учителей и учеников, но и повод для бурных обсуждений даже для людей, далеких от школы.
1 сентября прозвучал школьный звонок для 16-миллионной российской детворы. Но традиционная мелодичная трель колокольчика не только давний символ Дня знаний. Он оповещает еще о том, что и у взрослых также начались напряженные дни.
Без сомнения, мамы и папы, бабушки и дедушки заинтересованы в том, чтобы их ребенок в полной мере окунулся в мир знаний, почерпнул как можно больше того, что потом пригодится в его жизни и карьере. Для этого они

прилагают свои силы, опыт, знания, верно полагая, что на успеваемость ребенка влияет совокупность нескольких факторов: школа, семья, общество, качество содержимого школьных учебников.
Когда СССР запустил человека в космос, американский президент Джон Кеннеди заметил, что «русские опередили нас за школьной партой». Это само по себе было признанием успеха нашей системы образования, методики обучения и качества того, что написано в учебниках.
Чем сейчас наполняют учебники? На каком образовательном материале учатся наши дети? Этот вопрос в последние десятилетия беспокоит многих, и причины на то есть весьма веские.
Недавно для обучения внука алфавиту я приобрел книжку.
Многие из взрослых наверняка помнят, с чего начинается первое обучение малышей: яркая узнаваемая картинка, а рядом буква. Например, А – арбуз, Б – барабан, Ч- черепаха или чайник и так далее: просто, наглядно и знакомо для малыша.
Но после детального просмотра новой книжки, признаться, был слегка шокирован от детского алфавита в новой интерпретации. Судите сами: А – ананас, Б – баркас, Ч- чертенок…, и все остальные буквы были также с оригинальными, но далекими от детских познаний картинками – подсказками. Может быть, авторы считают это креативным? Трудно понять их логику и взгляды на воспитание. Показал знакомым это обучающие пособие, на что, в отношении чертенка, услышал короткое и, по-моему, точное определение – «бесовщина».
Если бы это был единичный случай, можно было бы считать его нелепым недоразумением. Но не только на начальном этапе обучения детей можно встретить много чего удивительного. Тут уместна пословица: чем дальше в лес, тем больше дров. Например, в одном из заданий в начальных классах детям предлагают нарисовать шум ветра, шелест листьев, взмах крыла большой птицы и т. д. А составители учебника по арифметике придумали задачу про террористов, захвативших помещение, видимо, для актуальности. Там нужно было посчитать заложников, террористов и так далее. В общем, жуть…
Непонятно, кто дает отмашку на выпуск подобных книжек с таким содержанием, но даже человек, не имеющий педагогического образования, знает, что процесс обучения идет от простого к сложному, от простых ассоциаций к глубокому познанию, от простого и знакомого типа: ма-ма мы-ла ра-му до простого, но великого: «Мороз и солнце! День чудесный!».
А вот еще пример, теперь из типового задания по математической олимпиаде для школьников 8 класса: «В психиатрической больнице есть главный врач и много сумасшедших. В течение недели каждый сумасшедший один раз в день кусал кого-нибудь (возможно, себя). В конце недели оказалось, что у всех больных по два укуса, а у главврача – сто укусов. Сколько сумасшедших в больнице?». Как вам этот, извините, дурдом? Так и хочется ответить, что сам сумасшедший – автор этой задачки для детей.
Содержание школьных учебников в последние годы меняется. Из программы убирают «ненужное» и вставляют «нужное». Литературу, признанную в мире классической, заменяют, на мой взгляд, весьма опасной.
Все мы прекрасно знаем стихотворение Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?». «Ненужный» суровый пролетарский писатель, оказывается, смог понять мир ребенка и дать простой ответ на сложный для малышей вопрос. Кстати, вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» – в формировании детского сознания возникает одним из первых. И тут – то всегда важно не упустить момент и внятно, доступно объяснить, чтобы информация отложилась в сознании навсегда.
В юном возрасте у всех четкие понятия: есть добро и зло, есть плохое и хорошее. Нюансы и оттенки мы начинаем учитывать позже, когда наберемся жизненного опыта. А для детей, кроме интересной сюжетной линии, важны простота, открытость и честность в каждом слове, строке, рассказе, песне.
А вот из «нужного» в список рекомендованной литературы школьной программы для детей попал Григорий Остер с его «Вредными советами». Давать оценку именитому и заслуженному «детскому» писателю с высоты нашей позиции не этично. Просто приведу несколько откликов о его произведениях.
Ресурс «Школа практикующего детского психолога Елены Романовой» (souldiary.ru): «Это не стихи, а вредоносные программы. Самое страшное, что наше минобразование включило этот «вирус» в список рекомендуемой литературы. Родители, оберегайте своих детей!».
Специалист по детской литературе Лариса Рудова говорит о них следующее: «В сущности, можно сказать, что сочинения Григория Остера есть не только симптом состояния культуры и общества, пережившего тяжелейший слом, но и один из инструментов этого слома. Причем инструмент этот был вложен автором в руки самого мощного и важного члена общества – ребенка».
Что тут добавить? Пожалуй, лишь следующее. Наша Россия – это страна высокой культуры, а в недалеком прошлом и лучшего образования в мире. Столетиями в России накапливался и формировался культурный пласт. Пушкин, Чуковский, Михалков, Барто, народные сказки с их всепобеждающим добром и прочее. Нам есть чем ответить «Вредным советам» и рассказать своим детям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Есть чем учить детей, не прибегая к неадекватным примерам с психбольницей и террористами. И хочется надеяться, что своих оппонентов мы будем и впредь опережать еще за школьной партой.
ПЕТР СОРОКИН

Поделиться ссылкой:

Все новости
Итоги сельскохозяйственного года: честь и хвала труженикам села!

Итоги сельскохозяйственного года: честь и хвала труженикам села!

Сельхозтоваропроизводители Константиновского района завершили ...
Прояви свою гражданскую позицию
Жители Дона выбирают электронную приемную

Жители Дона выбирают электронную приемную

Правительство донского региона внесло ...
Проект «Старшее поколение»

Проект «Старшее поколение»

В Ростовской области с ...
Media Metrics. Главное в СМИ
Новости донского региона