Памяти жертв геноцида

00124 января – День памяти жертв геноцида казачьего народа.
Весть о революции в России в хутора Дона принесли солдаты-фронтовики. Они бросали фронт и поодиночке, а то и целыми сотнями добирались домой. Дома их ждало пришедшее в упадок за годы Первой мировой войны хозяйство. Его сразу же по-хозяйски принялись восстанавливать. Но привычный уклад жизни казаков был разрушен. Революция окончательно разломила, развела их по разные стороны, огненным валом прошлась по семьям и судьбам казачьим. Многие казачьи округа стали ареной жестоких схваток братоубийственной войны.
С давних пор границы казачьих земель Донской области считались неприкосновенными для воинских частей Российской империи. Это был неписаный закон. Казаки верили в его святость, а генералитет русской армии воздерживался

нарушать его. Но теперь все было по-другому…
24 января 1919 года Оргбюро ЦК рабоче-крестьянской партии большевиков выпустило циркулярную инструкцию за подписью Свердлова. Она вошла в историю, как «директива о расказачивании». Эта директива гласила, что следует «признать единственно правильным беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления». В казачьих землях отменялись все льготы, конфисковывались продукты и изымалось оружие. Началась массовая депортация казаков. Их земли и дома передавались горским народам, с которыми казаки всегда конфликтовали. Согласно приказу Орджоникидзе, обезлюдевшие станицы следовало «отдать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным советской власти нагорным чеченцам». Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север. Процесс тормозила лишь хроническая нехватка железнодорожных вагонов.
Письмо Оргбюро ЦК ВКП (б) от 24 января 1919 года ставило казачество в положение поверженного врага и фактически объявляло его вне закона. Этот документ и положил начало массовому террору на Дону.
Приказы, инструкции, письма, указания сыпались на головы казаков, как из рога изобилия. Весь смысл их сводился к одному: жестче, круче, беспощаднее. Бессудные расправы обрели массовый характер. Над Верхним Доном нависла невиданная беда, занесенная не внешним врагом, а теми, кто пришел под знаменем новой власти. Ее с доверием встретило подавляющее большинство населения. Оно рассчитывало на великодушие и снисходительность, а оказалось под угрозой уничтожения. Помимо массовых расстрелов были организованы продотряды, отнимавшие продукты. Станицы переименовывались в села. Само слово «казак» оказалось под запретом…
Начиная наступление, Троцкий писал о казаках: «Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие. Очистительное пламя должно пройти по всему Дону, и на всех них навести страх и почти религиозный ужас. Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…».
В приказе-воззвании в августе 1919 года красный комдив Миронов писал: «Население стонало от насилия и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество».
Станицы обезлюдели. В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек – около 35% населения. Уже к началу 1920 года казачество было практически уничтожено, а 25 марта 1920 года был издан декрет об упразднении казачьих войсковых земель.
Вспоминая события тех лет, даже убежденный коммунист, писатель Михаил  Шолохов напишет (письмо Горькому от 6 июня 1931 г. «О «Тихом Доне»):
«Я нарисовал суровую действительность, предшествующую восстанию; причем сознательно упустил такие факты… как бессудный расстрел в Мигулинской станице 62 казаков-стариков или расстрелы в станицах Казанской и Шумилинской, где количество расстрелянных казаков в течение 6 дней достигло солидной цифры – 400 с лишним человек…».
Долгие годы делалось все, чтобы отбросить в небытие казачий народ. В какой-то степени это удалось. Для массового восприятия подбрасывался лубочный типаж гуляки – пьяницы с красными лампасами на синих шароварах. При этом напрочь перечеркивалось все то, что сделало казачество для становления и сохранения Российского государства. Последние годы благодаря поддержке на государственном уровне удается сломать этот стереотип.
24 января  казачество всего мира отмечает скорбную дату. В эти дни в храмах проходят службы о невинно убиенных.

24 января в 11.00 в Константиновском Свято- Покровском храме пройдет панихида по убиенным    в годы гонений казакам. По завершении состоится Большой станичный казачий круг.

Подготовил П.СОРОКИН
по материалам сайта: www.rubsev.ru.

Поделиться ссылкой: