Константиновский хронограф. Март 2019.

В Константиновской районной библиотеке имени Ф.П. Крюкова состоялось заседание «круглого стола» на тему «Судьбы, ставшие историей», посвященное 135-летию со дня рождения нашего земляка А.И. Гаврилова, инженера-конструктора ракетных двигателей.
Это было первое заседание «круглого стола», обещающее стать традиционным. «Судьбы, ставшие историей» – это будет серия повествований о наших знаменитых земляках. На заседаниях «круглого стола» о них будут рассказывать местные краеведы и библиотекари,

учителя истории и просто неравнодушные к историческому прошлому Донского края люди.
Первое выступление на заседании «круглого стола» называлось так: «Новые данные и неизвестные страницы жизни А.И. Гаврилова», которое подготовил преподаватель Константиновского педагогического колледжа и руководитель музея педколледжа «Страницы истории Донского края» В.И. Вегерин.
Тема эта была выбрана неслучайно – 23 февраля исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Ивановича Гаврилова, знаменитого инженера-конструктора ракетных двигателей, уроженца станицы Константиновской, именем которого назван кратер на обратной стороне Луны.
Второе выступление называлось «Листая прошлого страницы». Библиограф районной библиотеки имени Ф.П. Крюкова Е.В.Дурман сделала обзор газет «Константиновские известия и объявления» за 1912-1913 годы.
14 октября 1912 года в станице Константиновской вышел первый номер газеты «Константиновские известия и объявления».
Как значилось под логотипом, это была «беспартийная, общественная и литературная газета, выходящая два раза в неделю». Редакция размещалась на углу улиц Садовой и Прокурорской, в доме Болдырева. Подписная цена на год с доставкой составляла 3 рубля 50 копеек. Также сообщалось, что «кроме самого широкого распространения в самой станице, газета будет рассылаться и по ближайшим станицам и окрестным хуторам».
В газете коммерсанты и промышленники охотно размещали свои торговые объявления и рекламу, которая была для того времени достаточно хорошо художественно оформлена.
Редактором – издателем газеты был К.М.Болдырев. В рубрике «Из истории Дона» им самим публиковались статьи по истории донского казачества: «Основание казачества», «Первые набеги казаков», «Участие донских казаков во взятии Казани».
Кстати, газета «Константиновские известия и объявления» была одной из первых окружных газет на Дону.
И надо отметить, что копии всех 24 номеров этой газеты, выходившей в станице Константиновской перед революцией, теперь есть у местных краеведов благодаря результативному поиску преподавателя Константиновского педколледжа В.И.Вегерина.
Следующее заседание «круглого стола» на тему «Судьбы, ставшие историей» состоится в апреле в музее педагогического колледжа «Страницы истории Донского края».
В.КРЮКОВ.


ИНЖЕНЕР-РАКЕТОСТРОИТЕЛЬ

Родился Александр Гаврилов в станице Константиновской 23 февраля 1884 года в семье народного учителя Ивана Семеновича Гаврилова (по другим данным – в станице Богоявленской).
В 1903 году Александр Гаврилов выдерживает строгие экзамены и поступает в знаменитое на всю Россию Императорское Московское техническое училище (ИМТУ), а в 1909 году успешно его заканчивает.
Выпускник ИМТУ инженер Гаврилов приехал работать в Петербург на Путиловский завод, который выиграл конкурс на строительство перспективного 36-узлового минного крейсера, получившего имя «Новик».
В 1912 году инженер Гаврилов на полгода уезжает в командировку в немецкий город Ашафенбург, где изучает опыт фирмы «Гюльднер», которая делала машины, придуманные немцем Рудольфом Дизелем, а уже в 1913 году он вновь в длительной командировке – в Коломне, на машиностроительном заводе, который одним из первых в мире начал выпускать дизели.
Летом 1913 года на общезаводском празднике Александр Гаврилов знакомится с Клавдией Сушкиной, дочерью Ф. А. Робижева, начальника одного из цехов предприятия. Пройдет несколько месяцев, и Александр предложит ей выйти за него замуж, удочерит и усыновит ее детей, а в 1913 году увезет свою семью в Петербург.
Через два года, когда в Петрограде начнутся голодные бунты, Гавриловы покинут северную столицу и уедут в более спокойный Воронеж. Здесь Александр Иванович работает заместителем начальника мастерских на заводе сельхозмашин «Столль и Компания». С 1918 года он преподает в Воронежском сельскохозяйственном институте.
В мае 1922 года Гавриловы возвращаются в Коломну – в родительский дом жены. Он становится заместителем начальника дизельного бюро Коломенского машзавода, а впоследствии – начальником конструкторского бюро по дизелям спецназначения. Одновременно преподает в Московском электромеханическом институте инженеров транспорта – на кафедре двигателей внутреннего сгорания. Его специально возили на машине из Коломны в Москву, в институт, и обратно. Там, в институте, ему была присвоена степень доктора технических наук и звание профессора. В 1924 году для более скорого восстановления завода было разрешено заключить лицензионный договор с немецкой фирмой «MAN» на постройку современных дизелей. В 1928 году А.И. Гаврилов вновь едет в зарубежную командировку. С февраля по октябрь он посещает многие дизельные предприятия Германии и Швейцарии. Полученная конструкторская документация была им тщательно переработана и на ее основе начато производство новых моделей дизелей.
5 октября 1937 года начальник управления госбезопаснос-ти Московской области подписал справку на его арест. В ней утверждалось, что бывший директор завода Урванцев и А.И.Гаврилов проводили на заводе вредительскую работу по торможению и срыву производства дизелей на оснащение Красной Армии. 14 октября 1937 года за Гавриловым пришли домой и после обыска увезли в Москву – в Таган-скую тюрьму. К середине декабря 1937 года ему было предъявлено обвинительное заключение с набором необоснованных выводов следствия и передано на рассмотрение Особого Совещания НКВД СССР, которое в период террора играло вспомогательную роль. Его вердикт от 26 декабря 1937 года гласил: «Гаврилова А. И… за к.р.деятельность – заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет, сч.срок с 14.10.1937. Дело сдать в архив».
По этапу его отправили на Беломорско-Балтийский канал, который к тому времени уже был построен и нуждался в дальнейшем обустройстве и развитии. А.И. Гаврилов был направлен в карельский поселок Пиндуши. Здесь он работал начальником конструкторской группы в Опытно-конструкторском бюро НКВД при судоверфи до сентября 1938 года, а после его переводят в Медвежьегорск, в той же должности.
Профессор Гаврилов знал, что в нашей стране ведется работа по авиадизелестроению, и написал свои предложения по отработке дизеля для авиации, отослав их затем по нужным адресам. Его письмо не осталось незамеченным. В августе 1940 года его этапировали в Москву – в Бутырскую тюрьму, а вскоре перевели на работу в Тушино, на завод № 82 по авиадизелестроению, где он был назначен начальником конструкторской группы ОКБ НКВД (по-прежнему в статусе заключенного).
С началом Великой Отечественной войны заключенный А.И. Гаврилов вместе со многими коллегами по несчастью был эвакуирован в Казань. Начиная с 1942 года, Александр Иванович в той же должности начальника конструкторской группы работает в ОКБ 4-го Спецотдела завода №16. В этом ОКБ формируется КБ-2 по разработке авиационных жидкостных ракетных двига- телей. Главный конструктор КБ-2 тоже заключенный – В.П.Глушко, который был привезен в Казань с авиазаводом № 22.
За успешные разработку и испытания реактивного двигателя на пикирующем бомбардировщике «Пе-2» в июле 1944 года все, кто находился в заключении и работал вместе с В.П.Глушко в КБ-2, были освобождены.
Вскоре А.И.Гаврилову пришлось с женой уехать в подмосковные Химки, куда было переведено ОКБ-СД (специальных двигателей) – так теперь называлось конструкторское бюро В.П.Глушко.
7 декабря 1948 года за А.И.Гавриловым снова пришли и арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. 64-летнего профессора допрашивали по 7 часов в день, доводя до полного изнеможения. В конечном счете все свелось к тому, что он нарушил закон, запрещающий бывшим осужденным по статье 58 жить в Московской области.
Накаленная обстановка в конструкторском бюро вынудила главного конструктора В.П.Глушко сделать решительный шаг. Он поехал к члену Политбюро ЦК ВКП(б) и заместителю Председателя Совета Министров СССР Г.М.Маленкову, который незадолго до этого возглавлял совминовский «спецкомитет №2» по развитию ракетной техники. В начале апреля 1949 года в конструкторском отделе вновь появился профессор Гаврилов…
Через некоторое время А.И. Гаврилов уходит на пенсию и возвращается в Коломну. 10 января 1955 года он умер от острой сердечной недостаточности.
В.ВЕГЕРИН.

Поделиться ссылкой: