Доступная среда
В 2013 году в Гапкинскую среднюю школу прибыли дети, обучающиеся по специальной коррекционной программе VIII вида и дети-инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Эта проблема повлекла за собой ряд вопросов: как организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы не навредить всем детям и не вызвать недовольство родителей. Вот и возникла потребность во внедрении такой формы обучения, которая создаст детям оптимальные условия – инклюзивное образование. Идея инклюзивного образования подразумевает, что не ребенок должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна
быть готова к включению любого ребенка.
Инклюзивный подход к образованию вызван причинами различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральной программе «Доступная среда», Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» закреплены важнейшие позиции в организации условий обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Безусловно, процесс организации инклюзивного образования должен носить не формальный характер, а являться эффективным механизмом, представляющим совокупность организационных, управленческих, финансово-экономических факторов.
В рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» для Гапкинской средней школы в 2015 году было закуплено оборудование для сенсорной комнаты и проведены архитектурные работы. Это позволило создать организационную систему специальных образовательных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
В нашей школе обучаются 8 детей с ограниченными возможностями здоровья, среди них 1 ребёнок-инвалид с проб-лемами опорно-двигательного аппарата, 4 ребёнка (среди них 2 ребёнка-инвалида), обучающихся по специальной коррекционной программе VIII вида, 3 ребенка, обучающихся по специальной коррекционной программе VII вида.
При работе с этими детьми используется специальное оборудование при реализации адаптированных образовательных программ по чтению, технологии, изобразительному искусству и программы коррекционной работы. Это оснащение позволяет эффективно построить психолого-педагогическое сопровождение в рамках программы «Уроки психологической подготовки». Каждый ребёнок ежедневно посещает кабинет, в котором расположено оборудование.
Необходимым условием при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья является подготовка специалистов. В 2015 году 5 учителей прошли курсовую подготовку по проблемам теоретико – методологической основы социализации детей с ограниченными возможностями, 3 педагога – курсовую подготовку в рамках реализации государственной программы «Доступная среда».
В нашей школе налажена работа психолого-медико-педагогического консилиума, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, которые осуществляют «включение» «особого» ребёнка в среду сверстников.
В нашей организации налажена система взаимодействия и поддержки со стороны «внешних» социальных партнёров: детского сада «Сказка», Гапкинского сельского поселения, психолого-медико-педагогической комиссии Константиновского района, Центральной районной больницы, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Методическим центром для нас является школа-интернат VIII вида станицы Николаевской.
В целом можно говорить о позитивной динамике развития инклюзивного образования в нашей школе: все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные особенности, включены в общую систему образования – они воспитываются и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства, где учитываются их особые образовательные потребности. У воспитанников наблюдается повышенная мотивация к освоению адаптированных образовательных программ.
Мы убеждены, что при грамотной организации системы инклюзивного образования все дети с ограниченными возможностями здоровья найдут своё место в жизни и внесут достойный вклад в будущее России.
О.Горбачева,
директор МБОУ «Гапкинская СОШ».
НАЙДИ СВОЕ МЕСТО В ЖИЗНИ
В Константиновском технологическом техникуме реализуется программа «Доступная среда», дающая возможность получить профессию людям с ограниченными возможностями здоровья.
С 1 января 2016 года вступил в силу Закон «Об абилитации инвалидов». Абилитация инвалидов – это процесс формирования у инвалидов способностей к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности. Реабилитация и абилитация направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов в целях их социальной адаптации, включая достижение ими материальной независимости и интеграцию в общество. Именно этим целям служит и государственная программа «Доступная среда» на 2011- 2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2015 года №1297.
Государственная программа «Доступная среда» направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни.
Основные задачи программы:
– формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, системы комплексной реабилитации и абилитации (приобретение несформированных функций и навыков) инвалидов;
– совершенствование системы профессионального образования и занятости инвалидов.
Госпрограммой, в частности, предусмотрены:
– формирование доступной среды для инвалидов в образовательных организациях профессионального образования;
– организация мероприятий по обеспечению реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и качества профессионального обучения, среднего профессионального образования и высшего образования для студентов с инвалидностью и т.д.;
– разработка и внедрение методических документов и программ, направленных на сопровождение детей-инвалидов при профессиональном обучении;
– организация профориентационной работы и социально-бытовой адаптации, оснащение образовательных организаций специализированными техническими средствами, которые позволяют дооборудовать помещения образовательных организаций и скорректировать образовательный процесс с учётом особых потребностей ребёнка-инвалида и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Многие родители волнуются, где могут получить образование их дети, если у них есть проблемы со здоровьем.
В августе 2014 года приказом Минтруда РФ № 515 был утвержден перечень видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности.
Так, для инвалидов с нарушением слуха могут быть рекомендованы следующие виды трудовой и профессиональной деятельности: по признаку основных орудий (средств) труда – ручной труд, машинно-ручной труд, труд, связанный с преобладанием функциональных средств, труд, связанный с применением автоматических и автоматизированных систем.
Для инвалидов с нарушением зрения могут быть рекомендованы следующие виды трудовой и профессиональной деятельности: по сфере производства – труд на мелких и крупных промышленных предприятиях, в сфере обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли, в сельском хозяйстве, в строительстве и т.д.
Константиновский технологический техникум готов принять на обучение абитуриентов в возрасте до 30 лет, имеющих инвалидность или ограничение возможностей здоровья на следующие специальности: «Технология и ремонт автомобильного транспорта», «Механизация сельского хозяйства», «Технология продукции общественного питания», «Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров» по очной или заочной формам обучения.
Если кого заинтересует эта информация, то подробную консультацию можно получить по телефону 2-11-35 или прочесть материал на нашем сайте: https://gbpouroktt.ru/ в разделе «Абитуриенту».
Е.ГАММЕР, заместитель директора КТТ.
БЕЗ ПРЕПЯТСТВИЙ
Одним из приоритетных направлений деятельности Отделения и территориальных управлений ПФР Ростовской области является повышение уровня обслуживания граждан, в том числе лиц с ограниченными возможностями.
С этой целью в рамках государственной программы «Доступная среда» Константиновским отделением Пенсионного фонда России реализуется ряд мероприятий, которые на-правлены на обеспечение условий для беспрепятственного доступа всем категориям граждан к объектам и услугам, оказываемым органами ПФР.
При ремонте и модернизации зданий территориальных управлений ПФР осуществляется расширение входных площадок, тамбуров, дверных проемов и путей движения внутри здания для удобства граждан, использующих кресла-коляски. Входы в здания оборудуются пандусами и опорными перилами, ступени наружных лестниц – антискользящим покрытием.
Для обеспечения доступности управлений ПФР для инвалидов по зрению предусматривается оснащение территории и помещений тактильными (рельефными) полосами, табличками со шрифтом Брайля.
В Отделении ПФР по Ростовской области разработана памятка с рекомендациями для сотрудников клиентских служб по работе с представителями маломобильных групп населения. В ней подробно описаны алгоритмы действий, которые позволяют создать максимально комфортные условия для людей с ограниченными возможностями. Для сотрудников клиентских служб проведен ряд тренингов, в ходе которых они были обучены специальным методикам общения с представителями маломобильных групп населения. Во всех территориальных управлениях ПФР области обеспечивается сопровождение граждан, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им необходимой помощи.
Напоминаем, что часть государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом России, можно получить и без личного визита в органы ПФР в электронном виде, что удобно, в том числе, и гражданам с ограниченными возможностями. Для этого можно воспользоваться порталом Госуслуг, «Личным кабинетом застрахованного лица» и on-line приемной на официальном сайте ПФР: www.pfrf.ru.
У сайта ПФР существует специальная версия для людей с ослабленным зрением – тех, кто видит хотя бы десять процентов от нормы. Она дублирует информацию с сайта, но отличается специальными настройками. На странице можно увеличить шрифт, изменить его цвет и фон.
Л.КОЦЕВАЛОВА,
начальник УПФР в Константиновском районе.
КОЛЛЕДЖ – ИНТЕРНАТ ПРИГЛАШАЕТ
Администрация федерального казенного профессионального образовательного учреждения «Михайловский экономический колледж-интернат» Министерства труда и социальной защиты РФ организует получение среднего профессионального образования для людей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов всех групп заболеваний).
В колледже созданы все условия для обучения инвалидов всех групп заболеваний: безбарьерная среда (пандусы, лифты, отсутствие порогов), бассейн, спортивный комплекс (спортивный и тренажерные залы, теннисный корт, футбольное поле с искусственным газоном), комфортабельное общежитие, современная столовая, оборудованные учебные кабинеты. Оказывается содействие в трудоустройстве и в дальнейшем образовании.
Подробная информация на сайте колледжа: https://meki2.ru/