Донской писатель Федор Крюков: имя, сожженное революцией

Вихри революционных бурь, пронесшиеся над Россией в начале XX столетия, коренным образом изменили ее облик, из руин Российской империи поднялось другое государство.
Создавался «новый мир», отринувший не соответствовавшие новым веяниям культурные ценности прошлого. В водовороте всеобщего отрицания канули в Лету имена многих достойных сыновей и дочерей России, чье творчество волновало умы современников и составляло неотъемлемую часть уникальной российской культуры.

Они либо погибли в огне гражданской войны, либо эмигрировали сами или были высланы за границу «философским пароходом».
Одним из таких «исчезнувших» в хаосе революции является донской писатель, общественный деятель и педагог Федор Дмитриевич Крюков, на многие десятилетия незаслуженно вычеркнутый из российской литературы. Неординарность его личности проявляется прежде всего в том, что, выйдя из «глубины народной» донского казачества и впитав в себя лучшие его черты, он смог получить блестящее гуманитарное образование и не только занять достойное место в русской литературе, но и получить общероссийскую известность в качестве педагога, общественного и политического деятеля.
Федор Крюков родился 2 февраля 1870 года в станице Глазуновской, в простой казачьей семье, и с детства был знаком с трудом казака, воина-землепашца. Вот что об этом писал сам Федор Дмитриевич:
«Я родился в трудовой среде, непосредственно знакомой с плугом, бороной, косой, вилами, граблями, дегтем, навозом. Вырос в постоянном общении с лошадьми, волами, овцами, среди соломы, сена, зерна и черноземной пыли… Я знаю казацкий быт; я люблю народ свой, среди которого я вырос и которому служу, мечтаю о его счастье, скорблю о нем сердцем; я – сын народа, смело могу это сказать…».
Поднявшись из казачьей глубинки, упорный и трудолюбивый казачок смог с отличием окончить Усть-Медведицкую гимназию, а затем Санкт-Петербургский историко-филологический институт.
Завершив обучение, Федор Крюков преподавал историю, географию и словесность в гимназиях и кадетском корпусе городов Орла и Нижнего Новгорода, был отмечен наградами Российской империи.
В студенческие годы он попробовал себя в литературной деятельности, ставшей главным содержанием его жизни. Статьи и очерки молодого писателя издаются в столичных газетах и журналах. Судьба казачества, его историческая роль составляли основу творчества Федора Крюкова, проводившего и серьезные исторические исследования в этом направлении. Его перу принадлежат исторические очерки «Шульгинская расправа» и «Булавинский бунт» (1707 – 1708 г.).
Произведения Федора Крюкова отличает яркое и точное описание характера персонажей и разных сторон жизни казачества: станичный быт, работа в поле, семья, служба, церковные праздники. Современники называли его «Гомером казачества», «современным певцом Тихого Дона», «большим русским писателем», открывшим перед читателем «почти неизвестный уголок жизни: уклад быта казачьего …». Благодаря ему, российскому читателю стала доступна «сочная яркая речь казачья с неожиданными оборотами; романтическая душа казака, его песня», большим ценителем и знатоком которой он был.
Вместе с тем, тесное знакомство с жизнью России за пределами его «тихого угла» не прошло бесследно. Произведения Федора Крюкова выходят за рамки «бытописания казачества», его творчество обретает общероссийские масштабы:
«Я любил Россию – всю, в целом, великую, несуразную, богатую противоречиями, не- постижимую. Могучую и бессильную… Я болел ее болью, радовался ее редкими радостями, гордился ее гордостью, горел ее жгучим стыдом…».
Во многом такому повороту способствовало начало политической карьеры Федора Крюкова – в 1906 году он избран депутатом I Государственной Думы от Области Войска Донского. Его деятельность не осталась незамеченной, в том числе со стороны большевиков. Ленин высмеивал его попытки найти консенсус между различными политическими силами, однако использовал произведения Федора Крюкова, анализируя положение в сельской глубинке.
Короткая, но яркая депутатская деятельность писателя завершается с роспуском Думы. Потом – подписание Выборг-ского воззвания, суд, три месяца в Санкт-Петербургской одиночной тюрьме «Кресты» и скромное место помощника библиотекаря Горного института, куда его устроил друг детства Николай Асеев, профессор этого института.
Непрестижная должность позволяет писателю, низвергнутому с «властного Олимпа», посвятить себя литературному труду. Единственным источником дохода и возможностью донести свои взгляды для него остается литература, он все теснее сотрудничает с журналом «Русское богатство». И вскоре занимает должность заместителя главного редактора этого журнала, не оставляя творчества и работая над произведением о жизни своего родного угла в эпоху надвигающихся перемен.
С началом Первой мировой войны писатель, негодный к службе из-за близорукости, отправляется санитаром 1-го передового отряда Государственной Думы на Кавказский фронт, а затем, в 1915-16 годах – в Галицию. Свои впечатления и наблюдения о войне он изложил в серии рассказов и очерков, опубликованных в журнале «Русское богатство».
Большевистский переворот, оправдывающий «революционное насилие», Федор Крюков не принял. Верный сво- им идеалам гуманизма, он активно участвовал в борьбе за восстановление России, став одним из вдохновителей и участником сопротивления казачества нашествию «Треть-его Интернационала».
В августе 1918 года писатель избран секретарем Войскового Круга Области Войска Донского, редактировал правительственные «Донские ведомости», был директором Усть-Медведицкой гимназии. Одновременно он продолжал свою литературную деятельность, работая над большим произведением о жизни казачества, публиковал статьи в газетах.
Вот что написал Федор Крюков, когда казалось, что восставшему казачеству, наконец, удалось восстановить на своей земле мирную жизнь:
«Необоримым цветком-татарником мыслю я и родное свое казачество, не приникшее к пыли и праху придорожному в безжизненном просторе распятой родины, отстоявшее свое право на достойную жизнь и ныне восстановляющее единую Россию, великое Отечество мое, прекрасное и нелепое, постыдно-досадное и невыразимо дорогое и близкое сердцу».
В горестные дни казачьего исхода Федор Крюков отступал с Донской армией и 20 февраля 1920 года умер от тифа в холодной кубанской степи.
Его имя было незаслуженно забыто, исчезло из всех энциклопедий и литературы советского периода. Дом писателя был разрушен, усадьба семьи Крюковых превращена в свалку. Выращенный семьей сад, который так и называли, «Крюков сад» был вырублен. Его произведения также оказались не нужны новой власти.
Только в 1990 году был издан первый после 1917 года сборник его ярких рассказов, где читатель нашел много интересного о нравах и быте населения Области Войска Донского, о событиях Первой мировой и гражданской войн, очевидцем и участником которых был писатель.
В 2003 году на месте усадьбы писателя усилиями энтузиастов, казаков началось создание культурного центра – музея писателя Ф.Д.Крюкова, где сейчас проводятся ежегодные фестивали.
К 150-летию со дня рождения нашего земляка и замечательного донского писателя Ф.Д. Крюкова (2 февраля 2020 года) Благотворительный фонд «Сохранения творческого наследия писателя Крюкова Ф.Д.» проводит сбор средств на издание первого в России собрания сочинений писателя в 5 томах.
Основная часть тиража будет безвозмездно передана в библиотеки школ Волгоградской и Ростовской областей (бывшей Донской области) и казачьих кадетских учебных заведений.
Если у вас есть возможность и желание оказать посильную помощь фонду в его работе, пожертвования в любой сумме на издание собрания сочинений писателя, а также на иную благотворительную деятельность фонда, можно направлять на р/счет № 40703810301000001629, БИК 041806715, к/с 30101810100000000715, Южный филиал ПАО «Промсвязьбанк», г. Волгоград, указав цели пожертвований.

И.МУРАШКИН,

профессор, вице-президент Фонда сохранения творческого наследия писателя Крюкова Ф.Д.

Поделиться ссылкой: