Солдатская дорога к храму

15 февраля исполняется 29-я годовщина со дня вывода советских войск из Афганистана.
За 10 лет войны потери ограниченного контингента составили 15 тысяч человек. К государственным наградам были представлены более 200 тысяч солдат и офицеров, в том числе 11 тысяч – посмертно. В боевых действиях приняли участие свыше 650 тысяч военнослужащих и еще около 200 тысяч вольнонаемных граждан СССР.
Для многих из тех, кто прошел Афган, служба там, «за речкой», стала своеобразной чертой – линией судьбы. Кто-то, вернувшись к мирной жизни, терялся, и тогда «афганский синдром» безжалостно ломал судьбу молодых ребят.
Но больше было тех, для кого участие в боевых событиях в корне изменило понятие о ценностях жизни, своем месте в обществе, своем предназначении. Пройдя через горнило войны, они четко представляли, что должны сделать и чему посвятить отпущенное им жизнью время.
Один из таких «афганцев» – иеромонах Серафим, настоятель Нижнежуравского Свято-Покровского храма.
В миру отец Серафим – Валерий Александрович Сеначин. Он уроженец Курганской области, был призван в ряды Советской Армии в 1982 году. Местом службы стала одна из авиационных частей, где он с другими солдатами – срочниками выполнял ежедневные задачи по обслуживанию техники и взлетной полосы, охране летного имущества и территории.
Кто из нас в детстве не мечтал о военной службе, о небе? Конечно, многие! Попав служить в Военно-воздушные силы, Валерий понял: то, о чем мечтал – вот оно, рядом! Нужно только желание и максимум старания. Написав заявление и благополучно пройдя все комиссии, он поступил в школу прапорщиков и уже в 1984 году, по ее окончании, отправился в авиационный полк, расположенный в западной Грузии. И хотя практические навыки будущий стрелок – радист проходил на боевых самолетах, дальнейшая его служба была связана с вертолетами – «рабочими лошадками» любых военных конфликтов последних десятилетий.
Такие «лошадки» выполняли самые различные задачи и в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане: разведка, уничтожение баз «духов», прикрытие наших войск, подвоз продовольствия и боеприпасов, вывоз раненых.
Первая командировка Валерия Сеначина на войну продолжалась полтора года. Туда он уехал по так называемой одиночной замене, иначе говоря, добровольно. Затем, через небольшой промежуток времени пребывания на Родине, – следующая командировка в Афганистан, где были его боевые товарищи. В общей сложности Валерий Сеначин отслужил в ограниченном контингенте советских войск в Афганистане более двух с половиной лет.
Не секрет, что в Афганистане за советскими вертолетами маджахеды вели настоящую охоту.
Продолжение. Начало на стр. 1.
Как вспоминает отец Серафим, еженедельно случались потери техники («МИ-6», «Ми-8») и экипажей. Американские «Стингеры» в руках обученных «духов» порой не оставляли шансов на спасение. Тем не менее, в труднодоступных местах горного Афганистана от вертолетчиков зави-село очень многое. И нужно было, рискуя, проявляя мастерство, выполнять боевые задания. Хотя батюшка не считает, что лично он и его товарищи совершали нечто героическое.
– Вначале, когда смотришь на смерть, – тяжело, трудно, теряешься, – говорит он, – но со временем чувство страха притупляется, и служба становится рутинной работой.
15 февраля 1989 года Валерий Сеначин был среди тех экипажей, кто одними из последних пересек советско-афганскую границу, вывозя имущество и личный состав, прикрывая части 40-й армии.
В начале 90-х годов, когда наступило непростое время и для страны, и для армии, воинские части покидали опытные специалисты, но он остался в строю. Иначе не мог.
А затем была Чечня…
Боевой опыт вертолетчиков, приобретенный в Афганистане, имел важное значение при проведении боевых операций в горно-лесистой местности Чечни. С самых первых дней Валерий Александрович, имея за плечами боевой опыт в Афганистане, оказался в гуще военных событий. Тогда он не мог предположить, что его вторая война станет более продолжительной, а враг еще коварней. Служба в этих непростых местах продлилась до 2006 года. Количество произведенных вылетов на задание Валерий Александрович точно не знает, но оценкой его службы Отечеству является уважение товарищей, с которыми он и по сей день поддерживает дружбу, а также боевые награды, среди которых две медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие.
– Чеченская кампания по своему противодействию, накалу была более жесткой, нежели война в Афганистане. И на этой войне было много жертв среди нашего брата – вертолетчиков. Милостию Божией Господь меня хранил, – говорит иеромонах Серафим. – Может быть, все это благодаря тому, что там я уже молился.
Впервые Валерий Александрович пришел в церковь на Святую Пасху. Это была середина 90-х годов. И с тех пор у него начался иной отсчет времени. Он стал читать православную литературу, ездил по святым местам. В одной из таких поездок старица, глядя на него, сказала: тебе была уготована пуля снайпера, но Господь отвел ее… А еще она сказала, что воину своего Оте- чества в жизни предстоит построить храм…
Храм Покрова Пресвятой Богородицы в хуторе Нижнежуравском был построен в 1863 году, но в августе 1878 года сгорел и был отстроен вновь усилиями жителей хутора в 1882 году. В 1910 году казаки хутора Нижнежуравского и хутора Авилова обратились с прошением о возведении каменного храма. Строительство было завершено в 1914 году.
За годы советской власти одну из красивейших церквей Донского края закрывали дважды. Сначала на небольшой период, а затем – до девяностых годов.
Те, кому раньше приходилось бывать в хуторе Нижнежуравском, могли воочию убедиться, в каком плачевном состоянии находился храм. Он словно смотрел на нас с упреком пустыми глазницами выбитых окон. И мало кто верил, что храм может обрести вторую жизнь.
С иеромонахом Серафимом мне посчастливилось пообщаться накануне годовщины вывода наших войск из Афганистана. Встреча произошла в Нижнежуравском храме Покрова Пресвятой Богородицы, настоятелем которого он является. Там, под сводами поднятого из руин памятника архитектуры и истории, он поделился воспоминаниями о годах своей солдатской службы, которую вспоминает с теплотой, и заботами сельского батюшки, который служит теперь Господу Богу.
Выйдя на пенсию 2006 году (по военной выслуге), В.А. Сеначин жил в станице Егорлыкской, был руководителем паломнических поездок, углубленно изучал православную литературу, заочно учился в духовной семинарии. А затем, после принятия пострига и священства, в 2012 году был направлен в Константиновский район настоятелем Нижнежуравского храма.
– Первое чувство, – говорит он, – когда я увидел этот храм, было чувство благодати. Не разочарование в преддверии огромной работы, а именно благодати! Переступив его порог, я был уверен, что мы восстановим этот храм, как бы трудно ни было. Мы воины Господа, и с его именем должны справляться с трудностями, также как справляются с ними воины по защите нашей страны в самые трудные моменты истории.
По словам настоятеля, неоценимую помощь в непростом деле оказывали и оказывают селяне, люди из других районов и областей, бывшие сослуживцы. Они бескорыстно помогают, чем могут. На сегодняшний день работ по восстановлению храма нужно провести немало. Но еще больше уже сделано. Благодаря всеобщим усилиям восстановлена кладка стен, установлены купола и кресты, проведена внутренняя отделка и установлена ограда. Смонтировано и запущено оборудование для отопления. Проложена дорога к храму, а на его территории усилиями матушки Серафимы, служащей в храме, и неравнодушных граждан посажены деревца и разбиты клумбы. В настоящее время есть эскиз алтаря, и скоро начнется его изготовление подрядчиком. Но самое главное, что сейчас в храме регулярно проходят службы, совершаются таинства, сюда потянулись прихожане. В такие дни над степью и Северским Донцом вновь слышится колокольный звон. И этот звон, словно голос, напоминает нам, что любые трудности можно преодолеть, если в каждом будет жить вера: вера в себя, вера в правоту своего дела, вера в Отечество и Господа, как у солдата и священнослужителя – иеромонаха Серафима.
П.СОРОКИН.
Фото автора и из личного архива иеромонаха Серафима.

Поделиться ссылкой: