Наша сила в единстве

dsc03398Казачья семья Пономаревых одна из тех, где традиции предков, жизненный уклад, духовные ценности и культурное наследие ставились всегда во главу угла.
Сергею Владимировичу, Светлане Николаевне, сыновьям Богдану и Ивану нет необходимости, как говорят на Дону, сверкать лампасами. Они казаки по жизни,   по убеждению, по корням и, главное, по делам.
 Как рассказал  Сергей Владимирович Пономарев – начальник штаба Первого Донского округа, в их семье всегда говорили: «Мы – казаки!».  И слова эти были не на пустом месте.
– Мне удалось узнать о своей родословной до седьмого колена, – поделился Сергей Владимирович.  – Наши корни идут из хутора Кременского.

Среди родственников есть и участники русско-турецкой войны, и те, кто был награжден Георгиевским крестом    за доблесть и отвагу в годы Первой мировой войны.
В целом же, – подчеркнул он,- жизнь всех наших предков-казаков,  защитников Отечества, работящих и ответственных в любом деле, – это хороший образец любви к своему Отечеству и к родному краю. А еще это образец отношения к людям разных национальностей, которые проживали рядом бок о бок и  уважали наши обычаи и нашу культуру.
Точку зрения главы семьи разделяет и Светлана Николаевна. Она участница вокальной группы «Атаман».  Ее отца, Николая Николаевича Моисеева, в недавнем прошлом руководителя хора «Лазоревая степь», знает весь Константиновский район.
Казачьи напевы, в которых отражены вся красота и неповторимость донской земли, часто звучали в их доме. И это не могло не сыграть свою роль в формировании ее мировоззрения, жизненных принципов.
Эти принципы супруги стараются привить своим детям – старшему Богдану, студенту института  водного транспорта имени      Г.Я. Седова  (филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова) и младшему Ивану, студенту КТТ.  Вместе с родителями сыновья участвуют в делах казачьего общества. Семьей они принимали активное участие в ремонте «народного» спортивного зала, который находится в здании ЦСО. «Казачий вар»  также не проходит без их участия.  Ивану и Богдану, как ребятам ответственным и владеющим  навыками казачьих единоборств, уже доверяют занятия с младшими казачатами.
Пономаревы нередко выезжают на соревнования казачьей  военно-патриотической направленности: «Покровские шермиции», «Степной сокол». И не просто выезжают, но и  занимают там призовые места, побеждая соперников не только физической подготовкой , но и сплоченностью.
Рассказ о семье Пономаревых был бы неполным  без упоминания о родственниках, о которых с теплотой отзывался Сергей Владимирович. Их более полусотни человек, проживающих от Петропавловска-Камчатского до Калининграда. Как с гордостью пояснил глава семьи, из них  немало тех, кто посвятил свою жизнь военному делу. Так уж ведется у казаков.
П.СОРОКИН.


guseynovyiЖивет в Константиновске дружная азербайджанская         семья Севды Бахадуровны и Ягуба Агаевича Гусейновых.
Эта фамилия хорошо известна в нашем городе. Ее глава Ягуб Агаевич много лет был одним из самых ярких игроков футбольной команды «Урожай». Его забитые голы до сих пор помнят преданные болельщики.
Севда Бахадуровна и Ягуб Агаевич оба родом из Азербайджана, но волею судьбы наш город стал их вторым домом.  
Ягуб Агаевич после окончания КСХТ начал свою трудовую деятельность  на рыбзаводе, потом занимался частным бизнесом. Более 16 лет местом его работы является  ООО «Константинов-ский рынок». Севда Бахадуровна трудится  в райфинотделе администрации Константиновского района.
Супруги Гусейновы воспитывают двух дочерей – Сабину и Динару. Старшая Сабина овладевает профессией финансиста  в магистратуре строительного университета. Ученица 8 класса КСОШ №1 Динара учится на «отлично», занимает активную жизненную позицию, участвует в молодежных мероприятиях и была награждена путевкой в «Артек».
В азербайджанских семьях  большое внимание уделяется   воспитанию детей на собственном примере. Есть такая пословица «Будь таким, каким хочешь видеть своего ребенка». Если ребенок с детства видит, что отец старается как можно лучше и    больше работать, что его родите-ли выказывают уважение своим родителям, прислушиваются      к их мнению, он, став взрослым, будет поступать точно так же.  
Азербайджан славится богатством национально-духовных ценностей, традиций и обычаев, которые бережно хранит семья Гусейновых. Помимо российских праздников Гусейновы отмечают праздники по мусульманскому календарю, в частности, Курбан байрам (праздник жертвоприношения), Рамазан байрам (праздник после поста).
Особое место в семье  занимает  праздник Новруз,  посвященный весне и наступлению нового года, отмечаемый 21 марта. В этот день  в дом приглашают много гостей, накрывают богатый стол. Задолго до праздника  на блюдах высевают пшеницу.  К празднику их зеленые ростки обвязывают  яркими ленточками и обкладывают крашеными яйцами как символ рождения новой жизни   и  нового года.
Всего в азербайджанской кухне около пятидесяти видов плова, и Севда Бахадуровна готовит его по своему рецепту.  Девочки охотно помогают маме в приготовлении долмы (голубцов с виноградными листьями), кете (тонких пирожков, фаршированных  зеленью и тертым сыром).
Любят в семье сладкую выпечку. Севда Бахадуровна  часто печет ароматную, необыкновенно вкусную пахлаву.
– Тесто нужно разделить на несколько частей и каждую часть  раскатать  тонким слоем,  сложить стопкой, пересыпая молотыми орехами с сахаром, разрезать на ромбики и выпечь. Готовую пахлаву полить медовым  сиропом, – поделилась рецептом  она.
Есть у них и любимые блюда русской кухни.  Севда Бахадуровна с удовольствием готовит борщ и пельмени.
Свое свободное время Гусейновы посвящают ландшафтному дизайну приусадебного               участка. Вместе они сажают цветы, хвойные деревья, разводят  фруктовый сад. Их красивый, уютный дворик стал гордостью    и  символом  дружной семьи.

М.БРЫЗГУНОВА.

 

В константиновске живет  дружная, красивая и счастливая армянская семья Тамары и Самвела Маргарян.
В России они уже больше 35 лет, но о своих корнях не забывают и  жизнь строят в соответствии с обычаями предков, которые почитали прочность брака, крепость родственных связей, соседскую взаимосвязь и знаменитое армянское гостеприимство.
С Тамарой Маргарян мы встретились и побеседовали прямо за ее рабочим местом в окружении великолепных букетов – в магазинчике «Цветы» в центре нашего города.
Первым  переехал на донскую землю  ее муж Самвел. Жил и работал здесь строителем  с 1972 года. Спустя  время приехала в Константиновск  и Тамара с двумя сыновьями Севаком и Тароном. Купили дом, построили  теплицу и стали заниматься выращиванием и продажей цветов.
 Уже здесь, в Константиновске, родилась у супругов дочь Сюзанна. Сегодня один сын живет в Киеве, у него свой бизнес, другой работает в банке в Ростове-на-Дону. Сюзанна окончила бухгалтерское отделение Константиновского сельхозтехникума, воспитывает  двоих маленьких детей.
– Как вы познакомились? Есть ли у вас  такая традиция, как сватовство, и как оно проходит?
–   Мы с мужем учились в одной школе.  Нас познакомили. Самвел попросил руки, получил разрешение, меня засватали, потом была свадьба. У нас, армян, обручение – это торжественный обряд  с участием большого количества родственников и друзей, не уступающий по размаху самой свадьбе. Сначала парень говорит своим родителям, что любит девушку и хочет на ней жениться. Затем жених и его семья приходят в дом к невесте и просят у родителей девушки ее руки. После согласия родителей невесты назначается день обручения. В этот день семья жениха приходит в дом невесты с обручальным кольцом, подносами, корзинами со сладостями и подарками. Родители жениха ставят на стол бутылку коньяка. В ответ отец невесты ставит на стол коньяк и конфеты. За столом невесте надевают кольцо на палец – и все, девушка окольцована!
– Расскажите о свадебной традиции.
–  Благоприятным временем для свадьбы, как и раньше, считается осень. Но сегодня в моду вошли летние свадьбы. Накануне праздника происходит украшение дома невесты, куда должна вести ковровая дорожка. По ней молодые пройдут к машине, которая отвезет их на церемонию. Сов-ременные армянские свадьбы не утратили свою пышность со временем. Продолжительность  гуляний может быть и два, и семь дней. Жениху и невесте разрешается станцевать только один  танец, в течение которого многочисленные гости осыпают их деньгами. Есть в армянских         свадебных традициях и схожие  с русскими. К ним  можно отнес-        ти каравай. У армян он заменен лавашем, но смысл этого            обряда остается тем же.    В конце церемонии происходит вручение подарков молодым.  В основном дарят деньги и ювелирные украшения из золота.
 – Знают ли ваши дети и  внуки армянский язык?
–  Да, конечно. Я считаю, что стыдно не знать родной язык. Мы и наши дети разговариваем  и  на родном языке, и на русском.  Стараемся детей и  внуков приучать и к армянской культуре – нашим танцам, песням. Нельзя забывать свои корни.
–    Как часто бываете в Армении и с каким чувством возвращаетесь в Россию?
– В Армении мы бываем раз в 2 – 3 года.  Стараемся поддерживать связь со своей родиной.  Армения – очень красивая и солнечная страна. Практически вся наша родня живет там. Да и Россия для нас стала вторым домом, а русский народ считаем своим старшим братом.  Мы живем здесь со всеми мирно и дружно.
– Какие у вас самые почитаемые семейные традиции?
– С давних времен в армянских семьях воспитывали уважение к старшим.  Если в дом вошел пожилой человек, то молодые  непременно должны встать и сесть только тогда, когда старший в доме об этом скажет. При старших не разговаривают громко и, как правило, не курят. Во многих семьях новорожденных принято называть в честь бабушек и дедушек. Особо радуются появлению мальчика – продолжателя рода, фамилии.  В семьях особое отношение к детям – это безграничная любовь и забота.  Раньше, как правило, все семьи были многодетные. Я, например, из семьи, где было  семь детей, муж из семьи, где пятеро детей.  Сейчас в армянских семьях – двое-трое детей.
– Какие у вас есть традиции, которых нет у других народов?
– По сей день сохраняется обряд одевания невесты. Во время предсвадебного пира в дом невесты приезжает сваха (каворкин по-армянски), которую сопровождают близкие родственники жениха, несущие платье и фату для невесты. Одевают невесту в соседней комнате, после выводят к гостям. Затем гости поднимаются и в сопровождении живой музыки отправляются в дом жениха.
Не забываем традиционные армянские праздники. Например, есть такой праздник Трндез. Его отмечают 13 февраля. Прямо во дворе церкви или дома разводят большой костер, вокруг него собираются парни, девушки и    молодожены. Их посыпают пшеном и изюмом, а молодожены, крепко держась за руки, прыгают через огонь, чтобы очиститься от всего плохого. Если задели       огонь и край одежды опалился, то это к счастью. Перепрыгивают огонь и беременные женщины,     а за ними те, кто хочет иметь детей. Это означает, что Бог обязательно пошлет им ребеночка. Летом, в первую неделю августа, празднуют Вардавар. Это веселый праздник, когда все обливают друг друга водой на счастье.        По армянской традиции на прощанье гости должны сказать хозяевам: «Дай Бог, чтоб все было хорошо!».
 
Н.ПАШАНОВА.

Поделиться ссылкой: