Рубрики

 

НАРОДНЫЙ МУЗЕЙ

"САМБЕКСКИЕ ВЫСОТЫ"

ПОСТРОИМ ВСЕМ МИРОМ!

Прочесть

 

 

Свежий номер

PDF

Песни над Чиром.    

Вокальная группа «Станичники» из станицы Мариин-ской поучаствовала в фестивале казачьей песни «Песни над Чиром» и побывала на празднике «День станицы Боковской».
Большое впечатление оставили незабываемые встречи с казачьим ансамблем «Православный Дон» и другими коллективами из Рязани, Адыгеи, Мари-Эл, Волгоградской области, Краснодарского края и Ростова-на-Дону.
Гостей на автовокзале в станице Боковской встречала приветственная надпись: «Рады видеть вас на казачьей земле».
Свои песни на празднике исполнила и вокальная группа «Станичники». Своим выступлением она замечательно представила на станичном празднике как Мариинскую, так и наш район в целом, и была тепло принята зрителями.

Собств. информ.


Памятные даты

СЕНТЯБРЬ
26 (13) сентября 1826 года – участие казаков в разгроме персидской армии под Елизаветполем в ходе последней войны России с Персией.
27 (14) сентября – Воздвижение Креста Господня.
27 (14) сентября 1866 года родился А.П. Филимонов, первый выборный атаман Кубанского казачьего войска.
ОКТЯБРЬ
4 октября 1880 года в Омске в семье казачьего офицера родился Д.М. Карбышев, будущий советский генерал, ученый, Герой Советского Союза.
10 октября (27.09) 1760 года – вступление казачьих формирований в авангарде русских войск в Берлин.
14 (1) октября – Покров Пресвятой Богородицы.
14 (1) октября – День «Азовского сидения», общеказачий праздник.
18 (5) октября – войсковой праздник Донского и Кубанского казачьих войск.
21 октября 1934 года умер последний выборный атаман Войска Донского А.П.Богаевский.


Добрая традиция

1 сентября в школах нашего района прозвенел первый звонок, возвестивший о начале нового учебного года. В 2016 году все они получили статус казачьих, что предполагает введение в школьную программу дополнительных часов по изучению истории, культуры и быта Донского края.
Но еще до официального получения этого статуса у казаков Константиновского юрта сложилась добрая традиция посещать школьные и дошкольные учреждения, встречаться с детьми, и прошедший День знаний не стал исключением. Атаманы, члены казачьих правлений, представители советов стариков побывали на линейках в школах в хуторах и станицах района и поздравили школьников с началом занятий.
Как не раз отмечали в своих выступлениях перед казаками на кругах атаманы казачьих обществ Константиновского юрта, работа с подрастающим поколением является одной из приоритетных задач реестровых казачьих обществ и в дальнейшем тесное сотрудничество cо всеми образовательными учреждениями нашего района, имеющими казачий статус, будет только укрепляться.

Собств. информ.


Казак – лебедь белый

Затих топот копыт многочисленных войск гуннов (на казачьем языке – «гунявых»), что держали в страхе Римскую империю, когорты легионеров которой ничего не могли противопоставить натиску кавалерии царя Аттилы (что в переводе звучит, как «приросший к коню»). Время перевернуло еще одну страницу истории, и на обломках государства гуннов возникло другое государство – хазаров.
Слово хазары идентично слову «казаки». Этот момент и интересен нам, жителям Дона. Слово «хазары» или «казары» на тюркском языке состоит из двух слов «хаз» (или каз), что означает лебедь, «ар» – воин, мужчина. Получается «лебеди войны, воины». Казак состоит тоже из двух слов: «каз» – лебедь, «ак»- белый.
Государство Хазария возникло в сегодняшнем Дагестане около моря, где жили еще до рождества Христова племена с названием касбы. Отсюда – Каспий, каспийцы – царственные лебеди. Судя по всему, племя было мощное. Его тотемом являлся лебедь. У них хватило способностей создать государство Хазарию.
Хазария к VIII веку завоевала Предкавказье, Кавказ, земли вокруг Дона и Северского Донца. Государство объединило болгар, аланов, савиров, частично русичей, народы разных верований – христиан, мусульман, иудеев. Иудаизм приняла аристократия Хазарии в VIII веке при кагане Булане. Хазары захватили торговые пути из Персии на север к руссам, на – юг в Византию. На всех важных пунктах тор-говых путей были построе-ны городища – крепости из обожженного кирпича. Так появились Семикаpaкорское городище (переводится как “черная каменная крепость”), Саркел у Белгорода, Камышинское городище в верховьях Дубовой балки, Цим- лянское городище с целым комплексом крепостей. По последней версии краеведов здесь и находилась резиденция кагана – город Итиль, ко-торый археологи пытаются найти на нижней Волге.
Государство развивалось, брало пошлины с торговли, продавало рабов после военных экспедиций и вывозило из покоренных государств различные ценности. Аристократия обогащалась, а рядовые жители находили себе место для пропитания только на службе в армии, являясь искусными воинами. Арабские источники говорят о том, что именно в Хазарии вместо мечей появилась шашка, которую сейчас называют казачьей.
Хазарские правители со временем заняли нетерпимую позицию по отношению не только к христианам, но и к мусульманам, населявшим восточные и южные хазарские города (сведения из книги археолога С.А. Плетневой). К сведению, народы, населяющие земли вблизи реки Северский Донец, приняли христианство еще в 682 году.
Обозленный враждебными акциями мусульман к иудеям, каган разрушил мусульман-скую мечеть в столице каганата Итиле. От восхищавшей современников необычной веротерпимости хазарского правительства ничего не осталось. Чем крепче смыкалось вокруг кагана Иосифа кольцо раввинов, тем стремительней терял он власть над вассальными государствами и своими подданными. Хазария превращалась в типичное паразитирующее государство. Ее правители держались на подачках торгового капитала.
Интересно, что, судя по археологическим данным, в начале X века изменился даже характер ремесел. Самобытное искусство погибло, ремесленники перестали создавать высокохудожественные произведения. Место ремесленников заняли большие мастерские.
Большое государственное образование стало разваливаться. Последний удар Хазарии нанесла Русь. В 965 году князь Святослав одолел хазар, прошел по ее границам и окончательно уничтожил государство.
В захоронениях Хазарии археологи не обнаружили сколь значимых богатств. Судя по всему, чувствуя крах, знать вывозила ценности в другие государства. Из оставшегося исторического хазарского наследия особенно интересным на сегодняшний день является крепость, расположенная на острове Куркин – напротив впадения в Дон Северского Донца. Городище называется Ахаз или Аказ. Некоторые считают, что его так назвали в честь иудейского правителя Иерусалима Ахаза. Он правил в VIII веке до рождества Христова. Мощная крепость размещалась вдоль берега реки Дон. Толщина фундамента – свыше трех метров, длина стен достигала пятисот метров.
Наш земляк и историк Е.П. Савельев обследовал эту крепость. В его время, а это 150 лет назад, крепость имела еще хорошую сохранность. Стены и башни ее были сооружены из тесанного белого песчаника и обожженного кирпича. Он объясняет название городища Аказ, как «белый, свободный город».
Основное население городища жило за пределами крепости, ниже по течение Дона. После падения крепости от войск Тамерлана в XIV веке рядом с ней появилось поселение Золотовское. «Золото» – старославянское слово означало не только металл, но и являлось характеристикой всего прекрасного и удивительного. Судя по всему, в окрестностях острова древние жители добывали золото в кварцевых песках. То, что золото встречается на Дону в аллювиальных отложениях его пойм, показали работы Южной геологической экспедиции между Константиновском и Мечетным.
При нынешнем обследовании городища Ахаз чрезвычайно трудно определить его границы и местоположение построек, так как они разрушены временем и местными жителями. Только зияющие глубокие ямы и шурфы, оставленные черными археологами, свидетельствуют о бывшем городище. Где теперь находятся похищенные ими предметы старины? Большой вопрос! Древняя крепость ждет тщательного изучения со стороны российских археологических музеев и институтов.
К слову сказать, в настоящее время идет создание туристических кластеров, объ-единение их в единый комплекс, привязанный к древним торговым путям. Дон и Северский Донец с их многочисленными хазарскими городищами на древних торговых путях могли бы стать объектами посещения туристов со всего мира. Особенно привлекательно с исторической точки зрения выглядит Старозолотов-ский с его Ахазом.
После катастрофического разлива Дона в XVII веке Золотовское поселение частично перенесли на правый берег Дона и оно получило название Старозолотовcкое, а на левом берегу назвали Новозолотовское.
Теперь вернемся к древнему слову «казак». Как видно из трудов ученых У.Байрамукова, Э.Дейнекина, Е.Савельева, казаки имеют очень древнюю историю, имеющую мало общего с некоторыми официальными версиями. По описаниям древних историков Дарето и Диту их называли на-род «казос» (XII век до н.э), как «азы и саки» – «азсаки» по Страбону (I век н.э.), «казахи» – по Константину Багрянородному (X век до н.э), по Нестору – «ясы», «касоги», как «черкасы» – по Свитонию и Птоломею (II век до н.э).
У народа алан, потомками которых стали карачаевцы и осетины, имелось четыре сословия: князья (бийле), уздены (дворяне), казаки (свободные люди), кулы (рабы). По мнению ученых генетический код нынешних представителей казачества схож с кодом жителей Северного Кавказа.
Как видим, все изыскания едины в одном – национальность казачества неоспорима и берет свое начало с древних времен. А это в свою очередь юридический плацдарм для вопроса о судьбах коренных народов. Хазария оставила после себя не только памятники истории, но и мужественных, свободолюбивых людей, которые затем влились в Российское государство и зарекомендовали себя храбрыми воинами и верными защитниками.

Ю.СИЗЕНОВ.
г.Константиновск.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Комментарии запрещены.