Новый год на казачьем Дону

На пороге – новогодние и Рождественские праздники, самые шумные и по-семейному теплые, а  традиция проводить их весело идет из глубины веков.
Для казаков Рождественские гулянья были не просто забавным времяпровождением. Они имели особый смысл, проходили с соблюдением обычаев, которые корнями уходят  глубоко в историю.
Казаки всегда праздновали Святки красочно и весело. Начинались они с празднования Рождества Христова и продолжались почти две недели до Крещения. Не было ни одного праздника на Руси, который был бы связан с таким разнообразием красивых и интересных обычаев, обрядов, примет, зимних игр и развлечений.

К Рождественским праздникам казаки всегда готовились тщательно и заблаговременно. Мыли дом, белили стены, стирали и крахмалили занавески и скатерти. Обязательным украшением в доме была елка, чья вечная зелень символизировала обновляющуюся жизнь. К Святкам станичники шили нарядные платья, мастерили костюмы ряженых, маски. Не забывали и повеселиться от души. В святочные дни среди станичников было принято ходить друг к другу в гости. Если речь шла о семейных парах, то, как правило, собираясь в компании, они ходили к кумовьям на праздничные посиделки. Приходя на вечеринку, приносили с собой незамысловатое угощение в виде бубликов, семечек, печеного кабака или конфеток из кабака, а также моченые яблоки и арбузы. На стол набиралось только то, что бралось в руки. Вино на стол всегда ставили только хозяева, гости его никогда не приносили с собой. У казаков в канун великого праздника в «красном углу», под образами, на чистой скатерти на пучке сена или соломы стояла чаша с отваренными зернами пшеницы, политой медом и посыпанной изюмом (кутья).
С первой звездочкой на небе (воспоминание о той звезде, что возвестила волхвам о рождении Христа) после молитвы ели кутью, а за ней самый скромный ужин.
На Рождество, 7 января, маленькие казачата ранним утром ходят по дворам – «христославят». Конечно, многие дети не знают текстов целиком, многое уже придумывают сами, но сам процесс обряда им интересен и значим.
Рождество Твое, Христе Боже наш!
Возсия мирови свет разума
В нем бо звездам,
     служащии звездою учахуся
Тебе кланятися Солнцу правды и тебе ведети с высоты Востока.
Господи, Слава Тебе!
Дева днесь Пресущественнаго раждает,  
и земля вертеп Неприступному приносит:
ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют:
нас бо ради родися Отроча младо Превечный Бог.
По мнению историков-краеведов «христославная» песенка целиком, без изменения перешла от взрослых к детям, а затем переходила от детей одного поколения к детям другого поколения. Поэтому некоторые слова, им непонятные, произносятся невнятно, механически.
А вот что еще пишет о праздновании Рождества  сотрудница Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника Г.Д. Астапенко в своей книге о Рождестве на Дону:  «Ночью, с первым ударом к заутрени, вставала вся казачья семья. Хозяйки топили печь, и все спешили в церковь на службу. Но еще раньше уходили из дома дети славить Христа. Обычно этим занимались мальчики от пяти до четырнадцати лет, хотя в XVIII веке, как отмечал  историк В.Д. Сухоруков, «христославить» ходили и старики, разными компаниями ходили из дома в дом Христа славить, начиная обыкновенно с войскового атамана. Сам атаман приставал к компании старшин и вместе с ними ходил по всем жителям города».
Накануне Старого Нового года, 13 января, – щедрый вечер. В этот вечер варили вареники и ходили щедровать. Вареники чаще всего делали с творогом или картошкой, но несколько штук делали с мукой, солью, монетой, а также оставляли несколько пустых вареников. Если вареник достанется с мукой – жизнь будет богатой, но тяжелой, с солью – горькая, пустой вареник – пустая жизнь, а с монетой – счастливая и долгая. Обычай щедровать по сей день сохранился в донских станицах и хуторах. До сих пор на  улицах в святочные дни можно встретить компании молодых людей, наряженных в костюмы и маски- это и есть щедровщики.
Утром на Старый Новый год казачата, набрав в мешочек пшеницы, ржи или других зерен, бегали по куреням «посевать». Войдя в дом, они бросали зерна в святой угол со словами:
Сею, сею, подсеваю, с Новым годом поздравляю!
Роди, Боже, нам жито и пшеницу на всякую должницу,
В поле стогами, у вас закромами.
Где бык копытом, там пшеница кустом,
Где бык рогом, там пшеница стогом.
Хоть так, хоть не так, дайте в руки пятак.
С Новым годом, с новым счастьем мы пришли поздравить вас!
Заканчивались святочные дни праздником Крещения  Господня или Богоявлением.
Вечер накануне Крещения назывался Крещенским сочельником или вторым сочельником, а также канун Богоявления, голодная кутья. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не ели до первой звезды. После появления на небе первой звездочки ели только лишь кутью, потому-то она и получила название «голодная». А вот что пишет автор-составитель народного земледельческого календаря А.Ф. Некрылова: «По свидетельству корреспондента «Тамбовских губернских ведомостей» за 1864 год, канун Богоявления назывался также «Свечками». Во время вечерни женщины ставят к сосуду, в котором освящается вода, перевязанные нитками или лентами свечи, а по освящении воды берут их домой и хранят. Эти свечи зажигаются перед иконами во время родов. Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с водой, причем, когда зажигают сии последние, стараются  как можно больше накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали, и капли воску упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть ее в сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши домой, тотчас отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют ее там, в сосуде до выставки пчел на пасеку».
В старину на Руси крещенский вечер был очень значим для народа. Существует очень много разнообразных поверий, примет, обычаев. Считалось, что Крещенский сочельник – последний и главный день святочных гаданий. На Дону существовал обычай – в крещен-ский вечер рисовать на окнах и дверях кресты, делали это мелком или копотью свечи. Обычно это действо выполнял глава семьи – отец, его сопровождал кто-нибудь из членов семьи. Все были без шапок, с хлебом-солью в руках. В Крещенский сочельник, как и в Рождественский, крестники шли к своим крестным поздравлять с праздником. Приходили всегда с угощениями – пирогами, кутьей, варениками.
Крестные, попробовав угощение, одаривали своих крестников подарками, угощениями, а иногда и деньгами.
По традиции, накануне большого зимнего праздника жители городов, сел, станиц выполняли целый ряд действ, которые призваны были способствовать здоровью, благополучию, будущему урожаю. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Говорят, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался.
 В крещенский вечер совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения – внутри храмов, другое – в самый день Крещения – на ближайшей реке или озере. Шествие для освящения воды в водоемах называлось «крестным ходом на Иордань». На Дону во льду прорубали крест, в центре делалось отверстие, куда забивался чоп. Когда священник завершал молебен, то чоп вынимали, и под давлением собравшихся людей вода била фонтаном. Ею умывались и наполняли емкости, некоторые даже купались в проруби. Считалось, что тот, кто в трескучие морозы на Крещение искупается в проруби,  не заболеет, а напротив – будет здоровым целый год.

Подготовил
П.СОРОКИН.

Поделиться ссылкой: