Рубрики

Осенью 2017 года исполнилось 75 лет со дня основания легендарной перегоночной трассы «Аляска-Сибирь» (АЛСИБ), которую наши летчики называли «Сталинской».
За время Великой Отечественной войны по этой перегоночной трассе в нашу страну было доставлено около 8000 боевых и транспортных самолетов, сыгравших важную роль в победе над фашистской Германией.
В первые дни Великой Отечественной войны, когда в небе господствовали фашистские летчики, военная авиация СССР потеряла порядка 1200 боевых самолетов и остро нуждалась в боевой авиатехнике. Но первые же поставки Советскому Союзу американского и английского вооружения (в том числе и самолетов) через Северную Атлантику показали ненадежность этого маршрута. Немцы, базировавшиеся в Северной Норвегии, топили суда, а транспортировка по южному маршруту – через Индийский океан до портов Ирана – занимала больше двух месяцев.
Уже в июле 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) СССР принял решение о строительстве Особой воздушной линии, которая соединила бы Советский Союз и Соединенные Штаты Америки. Из нескольких вариантов выбрали воздушный путь из Америки через Берингов пролив, центральные районы Чукотки и Якутии до Красноярска.
В небывало короткие сроки, менее чем за год, была построена уникальная воздушная трасса. Общая протяженность трассы от Фэрбенкса (Аляска) до Красноярска составляла 6500 км, из них по территории СССР – 5000 км. От заводов в США до фронта в СССР самолету приходилось преодолевать до 14000 км. А поскольку дальность полета истребителя с подвесными баками составляла 1500 км, то трассу разбили на 5 этапов, оборудовав на ней силами солдат, заключенных и местных жителей аэродромы и авиабазы.
Для обслуживания трассы в городе Иваново была сформирована 1-я перегоночная авиационная дивизия (ПАД) Гражданского воздушного флота СССР, состоящая из пяти перегоночных и одного транспортного авиаполков. Начальником трассы и командиром дивизии назначили известного полярного летчика Илью Павловича Мазурука, в будущем Героя Советского Союза.
Перегон осуществлялся следующим образом. Американские летчики доставляли самолеты от авиационных заводов через Канаду в Фэрбенкс, располагавшийся в центре Аляски, а отсюда уже эстафету подхватывали советские пилоты. За каждой базой закреплялся перегоночный авиаполк, работавший только на своем участке. Передав в пункте назначения авиатехнику соседнему полку, летчики возвращались на свою базу транспортными самолетами.
Активное участие в работе АЛСИБа в составе 8-го транспортного авиаполка принимал и наш земляк Борис Семенович Осипов, уроженец хутора Кар-Белянского, будущий Герой Социалистического Труда.
Вся его трудовая жизнь была связана с полярной авиацией. После окончания в 1939 году Батайского летного училища Борис Осипов попросился на Север. До прихода в 8-й транспортный авиаполк работал в Якутской авиагруппе командиром отряда. Летал на самолетах «У-2», «ПС-84», «СП», «Ш-2», «П-5», «С-2», «МП-1». Имел общий налет 1935 часов, из них вслепую – 68 часов, ночью – 125 часов.
В 8-й авиаполк он прибыл в феврале 1944 года на должность второго пилота самолета «С-47» («Скайтрэйн» – американский военно-транспортный самолет, разработанный и производившийся компанией «Дуглас эйркрафт»). Как грамотный летчик, он в короткий срок освоил на «отлично» материальную часть этого самолета и был допущен к полетам по трассе в качестве второго пилота. В составе экипажа Борис Осипов совершил 115 рейсов, перевез 95 т груза и 2070 человек летного состава перегоночных авиаполков, налетав 487 часов. За отличное освоение трассы, средств самолетовождения по радио, материальной части самолета и отличную технику пилотирования он был назначен в декабре 1944 года командиром самолета «С-47». В должности командира корабля он налетал 183 часа и перегнал четыре самолета «С-47» на участке Уэлькаль-Сеймчан протяженностью 1395 км и участке Сеймчан-Якутск протяженностью 1167 км.
Как отличный летчик и дисциплинированный командир, Борис Осипов был назначен на ответственный участок работы по перевозке особо важных пассажиров и грузов на участке магистрали «Якутск-Москва». В феврале 1945 года он прошел подготовку и был допущен к полетам в ночных условиях.
Экипаж Осипова выполнял любое задание командования в сложных метеоусловиях днем и ночью. За такую работу летчик Осипов был награжден орденом Красной Звезды.
По трассе АЛСИБ не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду, продовольствие, оборудование для госпиталей, хозяйственные и канцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и многое другое. Воздушная трасса АЛСИБ, благодаря самоотверженной и слаженной работе авиаторов, приобрела репутацию одной из самых надежных в мире и стала международной. Услугами трассы пользовались государственные деятели обеих стран. По ней летали нарком иностранных дел В.М.Молотов, послы СССР в США К.А.Уманский, М.М.Литвинов, А.А.Громыко и другие. В 1944 году трассой воспользовались, направляясь в Китай, вице-президент США Г.Уоллес, сенатор У.Уилки и другие. Международные рейсы зачастую выполнялись экипажами 8-го транспортного авиаполка.
После победы над фашистской Германией американские самолеты перегонялись еще четыре месяца. Для ВВС Дальневосточного и Забайкальского фронтов, а также ВВС Тихоокеанского флота интенсивная перегонка самолетов из Якутска, Марково и Красноярска продолжалась в августе и сентябре.
Когда началась война с Японией, советская эскадрилья из семи самолетов «С-47» 8-го транспортного авиаполка в составе 9-й воздушной армии участвовала в высадке десанта в тылы Квантунской армии на аэродромы Харбина, Гирина и Чанчуня, а также доставляла горючее и боеприпасы войскам, действовавшим в районе Муданьцзян.
В. ВЕГЕРИН, преподаватель
Константиновского педколледжа.

Чем 2018 год знаменит

1 января – 70 лет со дня рождения Валерия Николаевича Власова (1948- 2007), краеведа и атамана станицы Мариинской. В 1992 году он организовал первый казачий музей в Мариинской школе.
2 января – 65 лет Виктору Викторовичу Краснянскому (1953),заслуженному учителю Российской Федерации, бывшему директору Константиновского профессионально -технического училища.
6 января – 55 лет Григорию Михайловичу Евлахову (1963), заслуженному механизатору Российской Федерации, работнику СПК «Правда».
8 января – 75 лет Виктору Ивановичу Пахарину (1943), заслуженному врачу Российской Федерации, бывшему главному врачу Константиновской районной больницы, члену Союза журналистов, автору книги «Донская есениана».
9 января – 155 лет со дня рождения академика Михаила Александровича Павлова (1863 – 1958), Героя Социалистического Труда. Родился в станице Усть – Быстрянской Первого Донского округа. Автор более 200 научных работ, лауреат Государственных премий СССР 1943 и 1947 годов. Был редактором «Журнала русского металлургического общества».
14 января – 105 лет со дня рождения (1913-1997) бывшего председателя колхоза «Мир», участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена «Знак Почета» М.П. Легеньковского.
19 января – 75 лет назад (1943г.) р.п. Константинов-ский был освобожден от немецко – фашистских захватчиков.
10 февраля – 75 лет (1943 г.) со дня полного освобождения Константиновского района от немецко-фашистских захватчиков.
27 февраля – 55 лет назад (1963г.) в Константинов-ском районе газета «Ленинец» начинает выходить под новым названием «Донские огни». Название газеты предложено писателем А.В. Калининым, а затем утверждено Ростовским обкомом партии.
10 марта – 95 лет со дня рождения Ивана Васильевича Прокопова (1923 – 1995), главного редактора районной газеты «Донские огни» с 1963 по 1983 годы.
15 марта – 175 лет назад (1843г.) было утверждено Константиновское станичное правление (соединенных станиц Ведерниковской и Бабской). Старшим атаманом назначен отставной урядник Макар Заикин, судьями – урядники В.Калмыков, А.Ермаков, А.Малаканов, писарем по военной части К. Трапин, смотрителем племенного табуна – служивый А.Малаканов, смотрителем запасного магазина – отставной казак А. Тимошкин. Здание станичного правления сохранилось.
8 мая – 115 лет со дня рождения Петра Наумовича Шумского (1903-1956), поэта и писателя. Жил в станице Константиновской. На доме, в котором жил писатель, установлена мемориальная доска.
19 мая – 65 лет со дня рождения Валерия Анатольевича Латынина (1953), поэта и военного журналиста, уроженца р.п.Константиновского, члена Союза журналистов СССР и члена Союза писателей РФ, автора множества поэтических сборников.
18 августа – 95 лет со дня рождения Максима Федоровича Фоминичева (1923 – 2000), заслуженного учителя Российской Федерации, краеведа хутора Ведерникова и внештатного корреспондента газеты «Донские огни».
16 октября – 65 лет со дня рождения Виктора Анатольевича Шульги (1953), краеведа, автора сборников « 315 – я Мелитопольская Краснознаменная», «Освобождение. Константиновский район Ростовской области», «Освободители».
25 декабря – 75 лет со дня рождения Галины Ивановны Ковалевой (1943), заслуженного учителя Российской Федерации .
Неустановленные даты
425 лет назад был впервые упомянут в исторических документах городок Другой Каргала (1593), предшественник станицы Мариинской. Находился «в 40 верстах от предыдущего ( Каргала Верхние), на ногайской стороне. 100 казаков», располагался на правой стороне Дона. Впервые упомянут городок Михалев, предшественник станицы Николаевской. Располагался на «Ногайской стороне» и насчитывал 30 казаков. Роспись от Воронежа Доном рекою до Азова, до Черного моря сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех», датируется 1593 годом.
175 лет назад родился поэт Никандр Васильевич Чесноков (1843 – 1928), поэт, донской казак, автор поэмы «Иван Чига. Повесть об Иване-казаке – донском моряке».
145 лет назад (1873г.) в станице Константиновской была открыта правительственная телеграфная станция области Войска Донского (1873г.) в двухэтажном каменном здании.
125 лет назад родился Георгий Александрович Иванов (1893 – 1950), уроженец станицы Мариинской, генерал – майор, Георгиевский кавалер.

Е.ДУРМАН,
библиограф районной библиотеки.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

Прогноз погоды

Россия,Ростовская область, Константиновск,ул. Фрунзе,44 | E-mail:donskie.ogni@mail.ru |

© 2017. Все права защищены.

Яндекс.Метрика