Крещение Господне и Богоявление

Христос родился в Вифлееме в вертепе (пещерке местных пастухов), затем с Матерью Марией и престарелым Иосифом скрывался от преследования в Египте до смерти царя Ирода.
По возвращении жил в Назарете, зарабатывая на хлеб плотницкими работами, смиренно скрывая славу Своего божества.
По преданию, Он пришел на Иордан к Иоанну креститься в день своего тридцатилетия. Пришло время исполнить волю Отца Небесного, показать и открыть людям путь в Царствие Божие, взять на Себя грехи всего мира и освободить мир от власти диавола. Господь приходит к Иоанну в пустыню на реку Иордан, чтобы креститься. Принять крещение от того, кто совершал  крещение покаянием для прощения грехов.  По преданию, это было перед рассветом, при значительном стечении народа, принимавшего крещение. Иоанн, увидев Иисуса издали, тотчас, по внутреннему откровению обитавшего в нем Духа Божия, проник в сокровеннейшую тайну божества и, указуя перстом на Грядущего, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Ко-торый берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде ме- ня».
Подойдя к берегу Иордана, Иисус Христос с великим смирением, как простой человек, просил крестить Его. Иоанн Креститель был в благоговейном ужасе: Владыка неба и земли приходит и покорно склоняет главу, и просит крестить Его.
– Мне надобно креститься от Тебя Духом Святым, – говорит Иоанн, – и Ты ли приходишь ко мне?
– Оставь теперь, – смиренно отвечал Спаситель, – ибо так надлежит нам исполнить всякую правду.
Христос, как поет Святая Церковь, облагающий облаками небо, одевающий земнородных нетлением, Сам же обнаженный, заходит на глубину Иордана и всем телом Своим погружается в воды его.
Обычно Иоанн каждого приходящего к нему креститься погружал в воду до шеи и держал в таком положении, пока тот не исповедовал все свои грехи. Но так как Христос был безгрешен, то не имел нужды долго оставаться в воде. Поэтому в Евангелии говорится, что Он после крещения тотчас вышел из воды. В это время, говорит Святая Церковь, «ангельские воинства окружали во Иордане крещаемого Избавителя, и с трепетом великое таинство воспевали».
Когда Спаситель вышел из воды и начал молиться, то по Его молитве открылось еще более чудное, от сотворения мира небывалое видение: и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Дух Божий, снисшедши на Иисуса Христа, пребывал на Нем.
Суть нынешнего величайшего праздника заключается не только в крещении Христа, но и в Богоявлении. При крещении Иисус Христос явился человечеству Богом Слово во плоти и вместе с тем явил нам, впервые, сокровеннейшую тайну Божественной Троицы.
Возникает вопрос: «Для чего Господь крестился?».
1. По мнению Святых православных отцов, Господь крестился, чтобы сокрушить божеством Своим главы врагов наших – невидимых змиев, гнездящихся в воде.
Об этом еще в Ветхом Завете предсказал пророк Давид: «Ты стерл еси главы змиев в воде….».
Святой блаженный Феофилакт: «Чистый крестится, чтобы нас омыть» Погрузившись в водах Иордана, Он освятил воды, ниспровергнув власть диавола над родом человеческим, сокрушил, уничтожил силу змия-диавола. Выражая это, Святая Церковь в своих песнопениях и говорит образно о сокрушении Господом в водах Иордана главы змия – древнего искусителя-диавола.
2. Иисус Христос крестился для того, чтобы смыть водой принятые Им на Себя грехи и скверны всего рода человеческого. «Паки Иисус мой очищается в Иордане, паче же очищает грехи наша».
Спаситель крестился, чтобы вернуть погребенный грехами образ Божий в человеке, чтобы обновить и оживотворить поврежденную природу нашу.
Иисус Христос прикосновением Святейшего божества Своего к водам иорданским освятил все естество водное: моря, источники, реки, озера, и через это освящение ныне преподает нам в воде благодать крещения, «Христос явися во Иордане освятити воды».
Крещение Спасителя и многому учит нас. Во-первых, смирению и преданности воле Божией и Его закону. Мы горды, надменны, а Единородный Сын Божий, живущий во свете неприступном, Творец неба и земли, безгрешный и Всесвятой Бог до такой степени смирил Себя, что принял крещение от Своего создания, раба. Для чего? Чтобы исполнить всякую правду ради нас и ради нашего спасения.
С того исторического часа (по благодати Крещения Христа Спасителя) и до настоящего времени, происходит освящение воды, как великое, которое совершается 18 и 19 января, так и малое, совершаемое Церковью во всякое другое время по нужде верующих.
По силе крещения Господа и в христианском таинстве крещения верующим сообщается особая благодать Святого Духа, очищающая их от всякого греха и возрождающая в жизнь духовную, святую. Отсюда следует, что тот, кто не принял святого крещения, остается вне Церкви, для такого закрыт путь к небу, он далек от Христа и вечного спасения.

Иерей
Анатолий ВАСИЛЕНКО.


Иоанн Предтеча – выше всех пророков

В начале всей Евангельской истории появляется Иоанн Предтеча, он же и Креститель.
По повелению Божию Иоанн выходит из своего затворничества и проповедует, громко провозглашая приходящему к нему народу в пустыне Иорданской: «Покайтесь! Вы обманываетесь в своих мечтах о земном царстве Мессии-Христа: Он идет к вам не затем, чтобы освободить вашу землю от римского владычества, а затем, чтобы ваши души освободить от плена греховного. Покайтесь! Подумайте о своих грехах, раскайтесь в них, оставьте их навсегда. Смирите свое сердце, очистите его от мерзости греховной, от гордого самомнения: иначе не видать вам и Царствия Божия, а оно недалеко уже от вас, ибо приблизилось Царство Небесное».
Этими проповедями Иоанн напоминал иудеям о древнем (более 700 лет) пророчестве Исайи о Предтече Христовом. Эти пророчества хранились в Ветхом Завете. «Слышится мне голос мужа, вопиющего в пустыне: приготовьте путь для грядущего Господа, прямыми сделайте стези Ему». Это начало хорошо раскрывает святой апостол Иоанн Богослов в своем Евангелии: «Будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Евангелия, правы сделайте стези – понимайте ветхозаветный закон не по букве его, которая убивает, а по духу, по внутреннему духовному смыслу его, который животворит. Господь близко: Он стоит при дверях сердца вашего, будьте же готовы встретить Его!»
Иоанн Предтеча своими речами был похож на святого пророка Исайю, а своей грубой одеждой, своей суровой, постнической жизнью – на великого пророка Илию. Своими действиями, проповедями и пророчествами о Идущем за ним, Которому он, Иоанн, (с его слов) даже не достоин шнурки на обуви завязывать, стал последним Ветхозаветным пророком, но вместе с тем даже до настоящего времени почитаемым Церковью выше всех пророков, апостолов и святых. Его слова были подобны молоту, разбивающему самые жестокие сердца, они, как пламя, проникали в самые сокровенные помыслы.
Далеко разошлась молва, что в иудейской пустыне явился человек, подобный древним великим пророкам. Множество людей из Иерусалима и всей Иудейской земли начали стекаться к Иоанну. Люди давали обещания бросить прежние грехи, веровать в грядущего Христа, принять Его учение всем сердцем и немедленно переменить свою жизнь. Для этого-то Иоанн и установил крещение: и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои.
Приходили даже гордые фарисеи и саддукеи на Иордан – представители самых богатых и многочисленных сект того времени. Фарисеи – гордые, сварливые и честолюбивые, везде выставляли на вид свое мнимое благочестие, только себя считали праведниками, а на простой народ смотрели с гордым презрением. Саддукеи – атеисты не веровали ни в будущую жизнь, ни в воскресе- ние. Они говорили, что нет ни ангелов, ни дьявола, что ду- ша человека умирает вместе с телом и что на том свете нет ни награды, ни наказаний. И те и другие не способны были к покаянию. Фарисею казалось, что ему не в чем каяться, что он уже довольно свят, чтобы удостоиться царства Мессии. Саддукей смеялся в душе и над фарисеем, и над учением Иоанна. Он считал, что происхождение от Авраама ему непременно обеспечит достойное место в царстве Мессии на земле.
Иоанн грозил им гневом Божиим и требовал от них покаяния. Он так обращался к ним: «Порождения ехиднины! Непотребные дети гнусных отцов, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только благодаря тому, что наружно креститесь, а сердцем и душой не собираетесь меняться, обновляться, каяться?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: «Не только уклоняйся от зла, но и сотвори благо».
Иоанн Креститель от всех требовал оставлять лицемерие и притворство, приносить плоды, достойные покаяния, а это  исправлять свою жизнь и творить дела любви.
Через века это относится и к нам. Поспешим же и мы к раскаянию. Святые дни между Рождеством и Крещением Господа Иисуса Христа – самое лучшее время для покаяния, не упускайте его, иначе «погибель нераскаянных близка».

Иерей
Анатолий ВАСИЛЕНКО.


Восславили Рождество Христа

Христианский праздник Рождество Христово празднуют все – и взрослые, и дети.

Культработники Богоявленского СДК также не остались в стороне. Культорганизатор Е.А.Загоря подготовила и провела для детей и подростков праздничное мероприятие, посвященное этому событию.
Программа праздника началась с появления двух ангелов, роль которых исполнили Ангелина Костромина и Полина Тарасова. Они поведали собравшимся об истории рождения Иисуса Христа.
А потом все окунулись в сказку «Серебряное копытце», в которой участники художественной самодеятельности порадовали присутствующих танцами, хороводами и веселыми сценками.
На празднике прозвучали песни: «Ангелы добра» , «Над Вифлеемом», «Ночь Рождества», «Светлый праздник Рождества».
В конце все присутствующие получили подарки и сели пить чай с пирогами.
С.ХНЫКИНА.
ст.Богоявленская.

0

Комментарии запрещены.

Прогноз погоды