Готовим ребенка к детскому саду

Третий год жизни – это непростой и чрезвычайно важный этап взросления малыша. Ребенок готовится к переходу в дошкольный мир, к поступлению в детский сад.
Многие родители ошибочно думают, что готовить своего ребенка к детскому саду не нужно. И это глубочайшее заблуждение. Помочь побыстрее адаптироваться ему в социальной среде просто необходимо. С чего же начать подготовку?
Во-первых, постарайтесь приучить ребенка к режиму, по которому проводится воспитательный процесс в детском саду. Завтракайте, обедайте и ужинайте примерно в то же время, когда детей кормят в садике. Спать укладывайте его в то же время, когда там тихий час. В таком случае, вашему малышу будет значительно легче адаптироваться к новому режиму.
Во-вторых, побывав в детском саду, обратите внимание на меню. Постепенно вводите в рацион питания блюда, которыми впоследствии будут кормить ребенка в детском саду.
В-третьих, давайте больше шансов ребенку быть самостоятельным. Пусть он учится одеваться, обуваться: самое главное в раздевании-одевании – не мешать. Проявите терпение, дайте малышу немного времени, иначе выражение «я сам» быстро перестанет существовать в лексиконе ребенка, и он будет хотеть это делать все меньше и меньше. Подбирайте максимально удобную для обучения одежду, на резинках и липучках ( в дальнейшем покупайте обувь со шнурками, чтобы он умел шнуровать ботинки, развивая мелкую моторику рук). Показывайте своим примером, как снять или надеть сначала носочки, панамку. Помогайте ему, только когда попросит.
В-четвертых, старайтесь развивать речь ребенка, чтобы он мог выразить свои желания. Таким образом, ему будет намного проще говорить воспитателю или няне о том, что он, например, захотел в туалет или попить воды. Для такого результата со своим чадом нужно разговаривать постоянно с самого младенчества. Речь не просто должна звучать, он должен понимать- вы с ним общаетесь. Во время общения очень важен коммуникативный контакт – глаза в глаза. Говорите тихо, иногда переходите на шепот. Дети лучше воспринимают информацию, сказанную загадочным шепотом. Нужно обязательно делать паузы между словами. У малыша еще нет понятийности, она только формируется. Проговаривайте свои действия: «Мы моем руки с мылом», «Ты кушаешь кашу», «Я мою тарелку» и т.д. Так ребенок запоминает еще и названия предметов.
Не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными формами слов – малышу сложно их воспринимать. Ошибка многих взрослых – попытки подстроиться под лексику ребенка. Наоборот, следует произносить звуки и слова правильно. Он непроизвольно усваивает верный вариант.
Педиатры напоминают, что нельзя недооценивать задержку речевого развития, так как она является важным показателем будущего умственного и психического развития малыша.
Мышцы лица, как и все остальные, нуждаются в тренировке. Тренировка происходит во время пережевывания твердой пищи. Сегодня же заботливые родители кормят своего малыша преимущественно жидкой, перетертой едой, чаще с бутылочки. Еще тренировать «говорильные» мышцы можно с помощью артикуляционной гимнастики: надувание шарика, мыльных пузырей, сдувание мелких предметов со стола.
Не называйте своего ребенка «моя птичка», «мой котеночек», «рыбка» и т.д. Имя человека – это его презентация миру. Имя всегда должно быть на первом плане – это то, как человек будет ощущать себя в этом мире, настолько он будет целостен.
К 3 годам ребенок может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее непосредственно им воспринимались. Воспроизводит слышанные стихи и песни. В словарный запас входят все части речи (кроме причастия и деепричастия) – до 1200 – 1500 слов. Говорит сложными фразами, рассказывает о виденном несколькими, но отрывочными предложениями, произношение становится правильным (за исключением шипящих, «л», «р»).
И, конечно же, проводите как можно больше времени с малышом, заботьтесь о мире и благоденствии в семье.
Исследования показали, чем больше времени проводит ребенок перед экраном монитора, тем вероятнее, что у него будет задержка речи. Каждые 30 минут у портативного монитора на 49% увеличивают риск задержки речи. Не заменяйте себя телевизором или компьютером. Мозг получает информацию, а соотнести ее не с чем – нет опыта. И, вырастая, ребенок теряется в реальной жизни. Получить опыт дети могут через общение, правильные игрушки и игры. Не покупайте монстров и машинки на пульте управления. Ребенок должен катать машинку взад, вперед, придумать, во что одеть куклу, собрать пирамидку. Полезны пупсы, которых переодевают, кормят, учат ходить. Играйте с малышами, пусть у них формируются навыки, переходящие в умения. Игрушки не должны быть трофеем, получаемым систематически.
Общение со сверстниками не должно быть на последнем месте. Почаще гуляйте вместе на детских игровых площадках. Пусть малыш привыкает к тому, что его окружают такие же дети, и он находится в обществе, а не один.
Кроме того, родителям, которые определяют ребенка в детский сад, чтобы выйти с декрета на работу, стоит пом-нить о том, что и вам, и малышу необходим период, приблизительно месяц-два, для привыкания. Не может такого быть – утром привели его в сад, а вечером забрали.
Чтобы ребенок быстрее освоился в детском саду, меньше болел и ходил туда с хорошим настроением, подготавливайтесь целенаправленно и постепенно, так как эту работу невозможно быстро проделать за неделю до начала посещений детского сада. Также не стоит пренебрегать подготовкой, даже если ваш ребенок бойкий, самостоятельный и общительный.
Если вы испытываете боязнь или страх перед тем, как отвести ребенка в детский сад, постарайтесь в первую очередь успокоиться. Ему передаются ваши чувства, как бы тщательно вы их ни скрывали. Если малыш будет понимать, что его мама и папа спокойны, когда он находится в детском саду, то это гарантированно поможет ему быстрей адаптироваться в новом коллективе.
Не огорчайтесь, если в первое время посещения садика ребенок будет заходить в группу со слезами на глазах. Это абсолютно нормальная реакция для детей. Не говорите ему: «Не позорь меня», «Не плачь, а то я тебя любить не буду», «Не доешь кашу, не возьму тебя домой», « Будешь баловаться, оставлю тебя в детском саду», «Дома получишь», «Уйди, чтобы я тебя не видела». Расскажите, что в детском саду его ждут новые друзья, много интересных игрушек и занятий, подбодрите своего малыша. Если и это не помогает, и ребенок не успокаивается, попробуйте использовать следующий метод. Например, есть у него любимая конфета или напиток, что вы с ним покупаете в супермаркете. Приведите его в сад и скажите, что сейчас сходите в магазин, купите его любимую конфету и вернетесь. Дети еще не ориентируются во времени, поэтому не понимают, сколько прошло, 10 минут или 2 часа. Просто им необходимо быть уверенными, что родители обязательно вернуться за ними, а как приятный бонус – они получат любимый напиток или конфету.
Во все остальные дни просто говорите, что придете за малышом, когда он покушает, поспит, поиграет. Для моральной адаптации ребенка в возрасте 2-2,5 года понадобится 2-3 месяца. За этот период времени он уже узнает и запомнит весь рабочий персонал садика и своих сверстников, будет уверенно чувствовать себя в коллективе.
В первые несколько недель, когда ребенок уже начинает оставаться в детском саду на целый день, по приходу домой он может вести себя излишне активно. Не пугайтесь – это вовсе не упущение в воспитании, просто малышу приходится сдерживать свою энергию на протяжении дня, так как в новом коллективе он ее не может растратить привычным для него образом, чувствует себя скованно, вот и приходится выпускать пар только по приходу домой.
В месяцы адаптации необходимо сглаживать ситуацию и постараться показать ребенку, что различий между его прош-лой и нынешней жизнью не так уж много. В выходные старайтесь кормить его тем, что он хочет, ужинайте будними днями вместе, беседуйте с ним, забирайте сами его из садика. Расспрашивайте его о детском саде и о том, чем он там занимался сегодня, сохраняйте его поделки и рисунки, принесенные домой, внимательно слушайте рассказы. Это покажет ребенку, что он по-прежнему важен для вас и нужен вам, что вам небезразлична его судьба, а также будет стимулировать его тренировать речь и умение говорить.
Если ребенок хочет пригласить к себе домой друзей из своей группы или подарить воспитательнице или няне цветы – это отличный признак, означающий, что малыш не видит большой разницы между жизнью дома и в детском саду, что адаптация подходит к завершению, что он стал полноценным членом социума.
Результатом становления (положительной или отрицательной) социально ориентированной личности малыша является целостность работы семьи и детского сада.
Любите своего ребенка, гордитесь им, осознавайте, что он самый лучший на свете.

О.САВКИНА,
заведующая детским садом «Солнышко».

Поделиться ссылкой: