Вениамин Каверин. годы на Константиновской земле
19 апреля исполняется 115 лет со дня рождения русского писателя Вениамина Александровича Каверина (1902-1988). Автор известного романа «Два капитана» некоторое время работал в станице Константиновской секретарем комсомола.
В молодости Вениамин Каверин, попавший под влияние мелкобуржуазной литературной группы «Серпионовы братья», стоял на формалистических позициях в литературе. В 20 лет в свет вышел его первый рассказ «Хроника города Лейпцига за 18… год».
Ранний Каверин в литературе – это поиски героев, материала, жанров. Отсюда его фантастические рассказы «Мастер и подмастерья» (1923 год), детективы «Конец Хазы», «Большая игра» (1926 год), «Бубновая масть» (1927 год).
После окончания филологического факультета Ленинградского университета, в 1925 году он работает сначала в городе Шахты, а затем был направлен в станицу Константиновскую – секретарем райкома комсомола.
Понимая значимость просвещения и видя, какой вред наносит пьянство в станице, он открыл первый в Константиновской книжный магазин. Для этого
пришлось ему приложить немалые усилия, чтобы закрыть вино-водочный магазин и в его помещениях организовать торговлю книгами.
Здание это сохранилось. Сейчас в нем располагается магазин «Аксинья». Но жители города еще хорошо помнят, что в советское время здесь всегда был книжный магазин. Мало, правда, кто знал, что началу его деятельности в станице Константиновской способствовал писатель Вениамин Каверин.
Кстати, именно в Константиновской писатель работал над своими детективами «Конец Хазы» и «Большая игра».
Стремление выработать свою повествовательную манеру, свой писательский почерк привело к тому, что В.А.Каверин подвергся критике Союза пролетарских писателей. В 1929 году вышли в свет его повесть об ученых – «Скандалист, или Вечера на Васильевском острове» и историко-литературная работа «Барон Брамбеус. История Осипа Сенковского», в 1931 году – очерк «Пролог» о социалистических преобразованиях в деревне.
Но всесоюзную известность ему принесли роман «Два капитана» ( 1-2 книги, 1938-1944 годы) и трилогия «Открытая книга» (1949-1956 годы). В них прослеживается определенный почерк писателя: замысловатое сюжетное построение и подчеркнутая контрастность, с какой он рисовал портреты своих героев, и это отличительная особенность этих книг.
«Два капитана» Вениамина Каверина в Советском Союзе выдержали 10 изданий. Это роман для юношества, где развернулась борьба деятельных и прекрасных героев с опасными и изворотливыми противниками. Саня Григорьев стал популярным героем среди молодежи, и писатель Каверин в 1946 году был удостоен самой высокой тогда награды в литературе – Сталинской премии.
Роман был позднее экранизирован, и фильм с одноименным названием стал не менее популярен среди молодежи 70-80-х годов.
XX съезд партии, развенчавший культ Сталина, сказался на творчестве писателя. «Семь пар нечистых» (1962 год) – роман написан с несвойственной автору безыскусностью и резкостью. Заключенные одного из лагерей встретили первые дни Великой Отечественной войны безоружными и лишенными права защищать свою Родину. В бою они завоевали это право, и произошло единение людей, несмотря на недоверие, что порождала тогда атмосфера культа Сталина. «Косой дождь» (1962 год) – повесть о стремлении людей к взаимному дружелюбию, о том, как высвобождаются в них человеческие чувства после стольких лет недоверия и подозрения.
Умер писатель в 1988 году в Пскове.
В.НИКОЛАЕВ.
17 апреля исполняется 100 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда Бориса Семеновича Осипова, совершившего первый перелет из Москвы в Антарктиду.
В музейной комнате «Страницы истории Донского края» Константиновского педагогического колледжа самая большая экспозиция отведена Герою Социалистического труда полярному летчику Б.С.Осипову.
На видном месте лежит Почетная грамота Президиума Верховного Совета СССР. В ней сказано: «…тов. Осипову Борису Семеновичу. За образцовое выполнение задания по перелету в Антарктиду и проявленное при этом мужество и высокое летное мастерство Президиум Верховного Совета СССР Указом от 10 июля 1962 года присвоил Вам звание Героя Социалистического Труда».
До этого героического перелета «Москва-Антарктида» летчик Борис Осипов не был так известен в Советском Союзе. Это уж потом, после совершенного перелета, придет к нему всесоюзная слава и выйдут книги, повествующие о его жизни, такие как «Сияние звезд», «Испытание мужеством», «Мы летим в Антарктиду».
Борис Осипов родился 17 апреля 1917 года в хуторе Кар-Белянском, которого уже нет на карте Константиновского района. Этот хутор находился за сегодняшним хутором Белянским – в степи у речки Белой. Теперь только старожилы соседних хуторов Белян-ского и Суворова точно ука- жут и место, и расскажут о бывшем хуторе Кар-Белянском.
Когда в 1985 году Герой Социалистического Труда Б.С.Осипов приезжал на родину, то на месте хутора Кар-Белянского еще были овчарни. А вот в хуторе Белянском ему тогда устроили радушный прием.
Высокого роста, большой и плечистый, в темно-синей летной форме со звездой Героя Социалистического Труда, добродушно улыбчивый и общительный – таким запомнился хуторянам – и взрослым, и школьникам тех годов их знаменитый земляк. В то время я работал директором местной восьмилетней школы, и мне посчастливилось в числе организаторов той памятной встречи пообщаться с Борисом Семеновичем.
Еще со школьной скамьи Борис Осипов решил стать летчиком. Кстати, в Константиновской средней школе № 1, в которой он окончил семь классов, знают и помнят о своем знаменитом ученике.
В 1933 году Борис поступил учеником слесаря на завод «Ростсельмаш», а через три года стал курсантом Батайского летного училища. Закончились три года учебы в летном училище, и вот он уже пилот гражданской авиации в Якутии.
В годы Великой Отечест-венной войны работа летчика Бориса Осипова была подчинена одной задаче – как тогда говорили: «Все для фронта, все для Победы!». Он выполнял различные задания военного командования, перего-нял к линии фронта боевые самолеты. За честно выполненный воинский долг в годы Великой Отечественной войны был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и «За победу над Японией».
После окончания Великой Отечественной войны летчик Борис Осипов продолжал работать в полярной авиации. Стал опытным мастером своего дела, поэтому не случайно, когда надо было впервые проложить воздушный коридор «Москва-Антарктида», командиром экипажа одного из самолетов – нового транспорт-ного самолета «Ан-12» – наз-начили полярного летчика Б.С.Осипова.
О том, как проходил этот героический полет, подробно рассказано в книгах «Испытание мужеством» и «Мы летим в Антарктиду».
15 декабря 1961 года начался героический и беспримерный перелет из Москвы в Антарктиду. Два самолета – «Ил-18» и «Ан-12», преодолев маршрут протяженностью 26423 км, пролегавший через 4 континента и 2 океана,совершив промежуточные посадки в Ташкенте, Дели, Рангуне, Джакарте, Дарвине, Сиднее, Крайстчерче, на островах Южный и Росса, достигли станции «Мирный» на Антарктиде.
2 февраля 1962 года оба советских самолета вернулись в Москву, преодолев в общей сложности более 50 тысяч км пути – расстояние, превышающее диаметр земного шара. В результате этого перелета была проложена воздушная трасса «Москва – станция «Мирный» и испытан на ней новый советский транспортный самолет (Ан-12).
В музейной комнате «Страницы истории Донского края» Константиновского педагогического колледжа под стеклом лежит подлинная телеграмма за подписью генерального советского конструктора С.В.Ильюшина: «Сердечно поздравляю экипажи самолетов «Ил-18» и «Ан-12» с успешным завершением перелета в Антарктиду».
В то время началось активное изучение Антарктиды учеными многих стран, и связь с научными станциями на этом континенте осуществлялась только водным путем. Поэтому подвиг советских летчиков, совершивших героический перелет «Москва-Антарктида», был так высоко оценен Правительством СССР. Командиру экипажа самолета «АН -10» Б.С.Осипову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
38 лет добросовестно проработал в гражданской авиации СССР летчик Б.С. Осипов. За такой нелегкий, а порой героический труд он был награжден тремя орденами Ленина и четырьмя орденами Трудового Красного Знамени.
Но особо гордился полярный летчик Осипов еще одним званием, присвоенным ему за самоотверженный труд в гражданской авиации. В музейной комнате «Страницы истории Донского края» Константиновского педагогического колледжа хранится Почетная грамота, в которой сказано: «За особые заслуги в освоении современной авиационной техники и многолетнюю безаварийную летную работу Президиум Верховного Совета СССР Указом от 16 августа 1966 года присвоил Вам почетное звание «Заслуженный пилот СССР».
Надо отметить, что музейная комната педколледжа – это один из немногих музеев в Ростовской области, где так объемно и наглядно показан трудовой подвиг человека, которому было присвоено звание Героя Социалистического труда. Экспозиция создана на основе документов, личных вещей и наград Б.С.Осипова, переданных вдовой Марией Григорьевной.
С 1980 года Б.С.Осипов был на пенсии. Жил в Москве. Умер 27 апреля 1988 года. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.
В.КРЮКОВ.